В Сколкове создали дозиметр для авиаперелетов

В Сколкове создали дозиметр для авиаперелетов
Общество

РИАМО - 17 сен. Россияне, часто пользующиеся авиатранспортом, при помощи дозиметра, разработанного в Сколкове, смогут контролировать дозу радиации, воздействию которой они подвергаются на большой высоте, где воздух разрежен и потому плохо защищает от космического излучения, пишет в понедельник газета «Известия».

Космическое излучение небезопасно для авиапассажиров, а особенно для авиаперсонала. Во время перелетов на высотах от 10 километров и выше люди, находящиеся в самолете, подвергаются воздействию повышенного уровня космической и солнечной радиации.

«В Сколкове разработан инновационный дозиметр-радиометр DO-RA и программное обеспечение, позволяющие следить за количеством космического излучения, которое накапливает организм человека во время авиаперелетов. С помощью специальной программы на смартфоне авиапассажир может в любой момент узнать, не приближается ли накопленная доза радиации к опасному порогу», - говорится в статье.

На проблему обратили внимание в 1980-е годы. До этого самолеты летали на высоте 6-8 километров, где плотный слой атмосферы надежно защищает человека от космической радиации. Однако из соображений экономии топлива пассажирская авиация поднималась все выше, и сегодняшние авиалайнеры совершают длительные перелеты на расстоянии 10-12 километров от Земли. На такой высоте интенсивность космического излучения превышает земную норму в десятки раз.

По данным медиков, за четыре часа полета на современном авиалайнере пассажир получает примерно такую же дозу радиации, как пациент клиники за один сеанс компьютерной томографии.

Как отметил операционный директор кластера ядерных и космических технологий фонда «Сколково» Владимир Туртиков, сейчас программно-аппаратное решение уже запатентовано, также налажен выпуск прибора небольшими сериями.

Технология DO-RA основана на твердотельных кремниевых датчиках излучения, данные с которых аккумулируются и обрабатываются специальным программным обеспечением на смартфоне или планшетном компьютере. Программа на смартфоне в любой момент времени сообщает о дозе, полученной организмом за день, последний месяц и прошедший год. Более старые данные можно не учитывать, поскольку радиация не только накапливается, но и выводится из организма.

Эксперты считают, что подобный прибор особенно необходим работникам авиационной отрасли, которые подвергаются воздействию ионизирующего излучения в силу производственной необходимости.

«Международная организация гражданской авиации ICAO обязывает авиаперевозчиков устанавливать системы дозиметрического контроля только на те самолеты, которые летают выше 15 километров. Между тем уже на привычной нам 10-километровой высоте уровень космической радиации превышает земную норму в два десятка раз в умеренных широтах и почти в сотню раз в районе полюса», - отметил руководитель проекта DO-RA Владимир Елин.

В авиации пока контролируют и ограничивают количество времени, проводимого летным персоналом в воздухе в течение определенного периода.