В Московском авиаузле открывается новый центр управления полетами

В Московском авиаузле открывается новый центр управления полетами
Общество

РИАМО - 10 окт. Новый центр управления полетами (ЦУП) в Московском авиаузле стоимостью 3,5 миллиарда рублей должен был открыться в ночь на вторник, его задача - улучшить организацию воздушного движения (ОрВД) над столицей, пишет во вторник газета «Коммерсант».

«В два часа ночи во вторник во Внукове должен был быть официально введен в эксплуатацию новый ЦУП для организации воздушного движения в Московском авиаузле. Это вчера подтвердили в Росавиации. Система ОрВД московского центра состоит из десяти комплексов (подсистем), пояснили в агентстве, она должна обеспечить организацию воздушного движения, соответствующую нормам ICAO и обеспечивающую требуемый уровень безопасности полетов», - говорится в статье.

Решение о создании нового ЦУПа приняли еще в 2007 году, а в 2009 году генподрядчиком проекта был выбран концерн «Алмаз-Антей». Система должна была заработать в 2013 году, сменив шведскую «Теркас», запущенную в 1981 году и рассчитанную на 15 лет службы. По данным ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», стоимость нового ЦУПа – 3,5 миллиарда рублей, из которых 2,3 миллиарда – бюджетные деньги и 1,2 миллиарда рублей – средства ФГУП. Но сроки проекта неоднократно срывались по разным причинам, в том числе из-за судебных споров ФГУП с «Алмаз-Антеем» из-за дефектов в здании ЦУПа.

Запуск системы в новом ЦУПе был намечен на начало октября. До этого оборудование было установлено в еще не достроенном здании и не отключалось с сентября 2012 года, но результаты испытаний Росавиация долго не принимала из-за замечаний. Система ОрВД была признана пригодной и готовой для штатной эксплуатации в декабре 2016 года, ввод в эксплуатацию ЦУПа и перевод на него функций ОрВД предполагался к марту. По словам собеседника издания, основной причиной неоднократного переноса сроков была недостаточная проработка конструктивных решений. Во ФГУПе и «Алмаз-Антее» от комментариев отказались.

«Видимо, перестройка московской структуры ОрВД не завершится. Согласно протоколу совещания от 25 сентября (есть у «Ъ»), вице-премьер Аркадий Дворкович поддержал создание новой резервной системы ЦУПа. Сейчас в авиаузле уже есть резервная система, установленная в 2008 году. В загруженной московской зоне (до 1,9 тысячи полетов в сутки) у старой системы «Теркас» в 2015-2016 годах было четыре полных отказа, что потребовало подключения резервной системы. Сбои были и в 2017 году. До 16 октября Минтранс, Росавиация и ГК по ОрВД должны представить доклад в правительство с дополнительным обоснованием мощности параметров резервной системы ЦУПа «с учетом мирового опыта» и «альтернативного производителя», - добавляется в статье.

Эксперты указывают на архаичность системы ОрВД в московской зоне: над Москвой сохранилось много закрытых зон, где полеты нужно согласовывать с десятком ведомств, в связи с этим авиакомпании несут экономические потери, сжигая больше топлива. Новая система ОрВД также не нашла единогласной поддержки перевозчиков и подвергалась резкой критике со стороны ряда пользователей воздушного пространства.