Театр «Огниво»: знаменитые куклы и новогодние традиции

Театр «Огниво»: знаменитые куклы и новогодние традиции
Общество

Портал "В Подмосковье" решил проникнуть в закулисье самых интересных, знаменитых и необычных театров Московской области. Наш корреспондент отправился в мытищинский театр кукол "Огниво", где побывал на репетициях, прошелся по гримеркам, поговорил с актерами, художественным руководителем и даже уборщицей. А также выяснил, сколько нужно учиться мастерству кукольника, что такое кукольные спектакли для взрослых, какие куклы – самые знаменитые, и что позволяют себе актеры на сцене перед Новым годом.

Воробьев пообещал найти генспонсора для Московского губернского театра в 2014 году>>

Замок среди многоэтажек

"Можно дворами тут пройти, а как башню замка увидите — прямо на нее и идите@, - такой необычный ориентир дают жители Мытищ тем, кто ищет театр кукол «Огниво», названный в честь сказки Андерсена.

Действительно, здание театра резко выделяется среди жилой застройки - как островок чуда и сказки. Оно выкрашено в розовый цвет, имеет башенку со шпилем, красивый балкончик, "ажурную" окантовку крыши и другие атрибуты сказочного замка. Сейчас с трудом верится, что когда-то, в начале 90-х, театр создавался буквально в подвале. Художественный руководитель "Огнива" - народный артист России Станислав Федорович Железкин вспоминает, что все началось с его роли в спектакле "Театр времен Нерона и Сенеки" в студии Ильи Серха, работавшей в Мытищах. После этого Железкина пригласили создать в городе театр кукол.

С тех пор прошло более 20 лет, театр переехал из подвального помещения и занял типовое одноэтажное здание на улице Шараповской, а свой «сказочный» облик здание приобрело лишь в 2004 году, к открытию фестиваля "Чаепитие в Мытищах", который был организован "Огнивом" и теперь проходит каждый год.

"Я сам придумал такой вид здания, сутками просиживал с архитекторами, высчитывая, как осуществить эту идею. Помню, оставалось дня три до открытия, мы, конечно, не все успевали и круглосуточно что-то мыли, двигали, убирали… К нам приходили с ведрами и тряпками жители окрестных домов помогать в подготовке. Однажды утром принесли пирожки. Мол, ребята, вы всю ночь работали, возьмите, угощайтесь. Потом под обновленное здание театра и улицу благоустроили…", - рассказывает Станислав Федорович.

Губернский театр стал лауреатом премии Мухиной>>

Фойе-музей

При входе в "кукольный замок", посетители попадают в гардероб и фойе. Здесь можно, как в музее, изучить историю театра. Вот своеобразный "иконостас" - место, где выставлены грамоты, благодарности и награды с фестивалей. А театру действительно есть чем гордиться. Например, он обладатель 16 гран-при международных фестивалей и единственный муниципальный театр-обладатель "Золотой маски". Здесь же выставлены подарки от дружественных театральных коллективов, экспозиция кукол из спектаклей, временно или навсегда ушедших в архив. Сейчас в фойе находятся куклы из постановки "Сказки дядюшки Римуса".

К Новому году в фойе ставят большую елку и прямо здесь проводят часть новогодних мероприятий. Новогодние и рождественские спектакли пользуются огромной популярностью. В день открытия продаж очередь за билетами начинает выстраиваться с четырех-пяти утра.

"Мы с гордостью можем сказать, мы имеем 107 процентов заполняемости зала, и при этом не имеем распространителей билетов, все это через кассу. Это для нас самый большой комплимент",- отмечает Станислав Железкин.

В фойе проходят и репетиции новогодней сказки "Снегурушка". Три актера прорабатывают отдельные сцены, порой поворачиваются к зеркалу и смотрят, как двигается их кукла, какие-то движения меняют, какие-то оттачивают. По словам актрисы Татьяны Касумовой, в начале работы над спектаклем очень много технических моментов, нужно "попасть" в характер куклы и сработаться друг с другом. Чтобы не каждый сам по себе работал с куклой, но было тесное взаимодействие.

"Если смотреть за первыми репетициями не из зала, а из-за кулис, получается достаточно контрастная и смешная картина: за сценой актеры бегают как угорелые с криками "Что я беру? Куда я сейчас иду?", а выходят на сцену — и сразу такие статные, в образе, как будто этой паники и не было. Потом, конечно, от репетиции к репетиции работа слаживается, технические моменты отрабатываются".

Мелиховский театр получил гран-при областного театрального фестиваля>>

Спектакли для взрослых

По словам худрука, особенность театра "Огниво" в том, что с самого открытия здесь ставились кукольные спектакли для взрослых. Одним из первых был спектакль "Шехерезада – любовь моя!", который 16 лет шел с аншлагами. В новом году планируется премьера по мотивам "Прощания с Матерой" Валентина Распутина, а одна из последних премьер уходящего года – "Лысая певица" режиссера Вячеслава Самбриша. Ставя этот спектакль, театр осознанно и даже с энтузиазмом пошел на риск. Ведь зритель кукольного театра не привык к абсурду.

"На самом же деле, спектакль о том, что люди перестали общаться. Причем, как правило, мы все хотим, чтобы люди нас услышали и приняли наше мнение, но катастрофически не умеем слушать друг друга. Ключ к этому спектаклю в совете - не старайтесь найти смысл и сюжет, просто выключите мозги — и тогда будет нужный эффект", - объясняет заместитель директора Владимир Ефимов.

Около 2,5 тысячи новогодних мероприятий подготовили в Подмосковье>>

Театр постоянно ищет новые пути для диалога со зрителем. "Сегодня общество поменялось, как и всегда. К сожалению, дети не читают и не любят стихи, и пьесы в стихах почти не идут — отвыкли, им ритмика чужда. Что касается взрослых, тут беда еще больше. Мы потеряли целое поколение людей, современные люди черствы к чужой боли.

Это страшная беда, на уровне государства. Не добьемся мы нигде успехов, если мы душу не излечим, если приоритет не поставим внутри: кому ты служишь? Общество решает вопрос "Как ты живешь сегодня на планете?" и забыло, что главный вопрос: "Зачем ты живешь на этой земле?", - говорит худрук Станислав Железкин.

Знаменитые куклы

В театре "Огниво" хранятся две знаменитые куклы, вошедшие в каталог "Куклы мира". Одна из них находится в фойе театра, это творение известного кукловода Марты Владимировны Цифринович. Ее персонаж Венера Михайловна Пустомельская - "кандидат околовсяческих наук", известная многим по выступлениям в "Утренней почте" на советском ТВ, в свое время объездила весь мир со своими монологами. Существуют три копии Пустомельской: одна у наследников Марты Владимировны, вторая – в музее Бахрушина, и третья – в театре "Огниво", для которого создательница кукол ставила два спектакля.

В 2001 году, будучи уже в преклонном возрасте, она придумала спектакль "Завтра начинается вчера". Это было воплощение ее давней мечты сделать спектакль об истории России XX века по мотивам картин русских художников. Он был без слов, зато с компьютерной графикой. Второй спектакль, также без слов, создан по мотивам картин Пикассо. Эти постановки имели большую популярность за рубежом.

Вторая знаменитая кукла "Огнива" – это "Буратино в старости" - любимец художественного руководителя и хранится в его кабинете. На носу постаревшего персонажа три пары очков, в руках – кружка. Эту марионетку худрук заполучил чуть ли не шантажом.

"Я был в гостях у художника Олега Ермакова из образцовского театра. Когда я увидел эту куклу, сказал — я без нее из твоей квартиры не уйду, а поскольку ты хочешь от меня быстрее избавиться, давай мне ее". Станислав Федорович снимает Буратино со стены, и в его руках кукла оживает, заглядывает в глаза к окружающим, трясет кружкой и скрипучим голосом говорит: "Ну, что вы пришли? Культуры-то уже нету! Культура-то была - и все, нету…", - вспоминает Железкин.

Музей кукол открылся в одном из детсадов Долгопрудного>>

По его мнению, этот мини-монолог марионетки - крик души о сегодняшних проблемах актеров. У них нет никакого социального пакета и гарантий, и, чтобы как-то свести концы с концами, многие идут работать в сериалах, проговаривать роль с листа, тем самым мельчая как художники. По мнению Железкина, дилетанты и труппы-однодневки, созданные только на один проект, действительно, могут погубить искусство. Единственное, что сегодня помогает работать, несмотря ни на что – востребованность и любовь зрителей. Больше ничего, наверное, не способно вдохновить…

В постановках театра используются всевозможные виды кукол-марионеток: тростевые, паркетные, теневые и многие другие. Они заказываются в других городах, а ремонтируются здесь в специальной небольшой комнатке-мастерской. То же самое можно сказать и о декорациях.

В гримерке. Люди с "печатью сказки"

Закулисье – место, скрытое от зрителей, и чего только тут ни увидишь, в небольших комнатках и узких коридорах! Вот пробегает человек с фонариком на голове – нет, это не рабочий, а актер из постановки "Синюшкин колодец", репетиция которой идет в главном зале. Заходим в комнату с реквизитом. Здесь стоит барабанная установка для спектакля по Льюису Кэрролу, унитаз, который превращается в трон со стразами, если его перевернуть, корабль из спектакля о Синдбаде-мореходе…

Рядом расположены мужские и женские гримерки. Актриса Ольга Амосова готовится к репетиции "Синюшкина колодца" и параллельно делится с нами секретами мастерства:

"Обучение актера театра кукол длится четыре года. Сначала артист изучает себя как драматического актера, а потом учится это передавать в куклу. В кукле уже заложен какой-то характер, образ, маска, актеру нужно понять, что художник заложил туда, и он подстраивается под куклу".

В этом не последнюю роль играют костюмы. Если актер и кукла сливаются в одно целое, костюмы будут одинаковыми. Или, как в случае с "Синюшкиным колодцем", актеры выступают в роли рассказчиков, поэтому на них одежда горняков (спектакль поставлен по мотивам сказок Баженова). А в постановках по системе "черный кабинет" на актерах черная одежда, маски и перчатки, так как их не должно быть видно.

Новый год в усадьбах Подмосковья: 7 самых интересных программ>>

"Так сложились звезды на небосклоне, что у нас коллектив, от актеров и до обслуги — лучшее из возможного. Без них я бы ничего не сделал, ничего", - признается Станислав Железкин.

Все 11 актеров театра индивидуальны по характеру, тембру голоса и другим артистическим качествам, да и кого ни встретишь здесь – это люди, несущие в себе как будто отпечаток театра и сказки. Даже уборщица мимоходом спросила нас, нравятся ли нам цветочки, которые она принесла в гардероб. И делится, что ее любимый спектакль – "Обломов". К слову, «Огниво» - единственный театр кукол, который адаптировал для детей этот роман. Знает ли об этом уборщица – неизвестно, но чувство прекрасного ей не чуждо.

Новогодняя традиция

Конечно, как и у любого театрального коллектива, здесь есть свои традиции. По словам Владимира Ефимова, 8 марта мужчины готовят девушкам театра окрошку. Традиция есть первую в году окрошку в первый весенний праздник (хотя это блюдо характерно для летнего стола) - напоминание о том, что лето, солнце и тепло уже на пороге. А 30 декабря, после заключительного представления года, труппа позволяет себе на сцене выпить бокал шампанского и съесть конфету. Вообще-то, сцена – священное место, и жевать тут не полагается, но эта традиция – исключение. Актеры считают, что этот ритуал – залог того, чтобы следующий год был сладким.

Адрес театра: Московская область, г. Мытищи, ул. Шараповская, д. 4, корпус 1
Телефон касс: +7 (495) 583 36 70
Афиша: http://www.ognivo.ru/afisha.html



Светлана Кондратьева