Сбер фиксирует растущий тренд вовлечения детей и подростков в мошенничество
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDIwLzEwLzA3L3BsZ18xMzQ0LmpwZw.webp)
Фото - © Офис Сбербанка России на Цветном бульваре в Москве/Медиасток.рф
Сбер фиксирует растущий тренд вовлечения детей и подростков в мошенничество. Об этом рассказал журналистам заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов в преддверии SOC Forum 2025 — ключевого мероприятия в сфере кибербезопасности, которое проходит в рамках Российской недели кибербезопасности
«Сложился опасный и, к сожалению, растущий тренд: мошенники все активнее выбирают своей мишенью детей и подростков. Ошибочно считать, что опасность стать жертвой телефонного мошенничества грозит прежде всего старшему поколению ― злоумышленники искусно манипулируют неопытностью и доверчивостью несовершеннолетних. Поверив в срочность или исключительность ситуации, ребенок или подросток невольно становится инструментом кражи денег у собственных родителей, и это настоящая трагедия. Число пострадавших или вовлеченных в мошенничество детей, по нашим данным, за два года выросло более чем на 30%», — сказал Станислав Кузнецов.
Он привел в пример три самые распространенные преступные схемы. В первом случае мошенник входит в доверие к ребенку, используя игровые миры, например, через чаты в играх или в соцсетях, или мессенджерах предлагают выгодно обменять игровую валюту, редкие виртуальные предметы или скины. Он убеждает ребенка тайно взять телефон родителя и следовать инструкциям. Обманом ребенка заставляют зайти в банковские приложения на смартфонах родителей, чтобы тот перевел деньги, а также оформил по его указанию кредиты.
Во второй схеме звонок поступает от имени госорганов (например, Росфинмониторинг, ФНС) с сообщением, что у родителей есть неучтенные ценности и им грозит уголовное преследование. Ребенка убеждают сохранить все в секрете от взрослых. Во имя «спасения» родителей его заставляют все деньги и драгоценности семьи передать курьеру якобы для «официальной деклараци».
Также подростку старше 14 лет могут позвонить под любым бытовым предлогом (например, доставка посылки от Почты России или получение товара с маркетплейса), чтобы выманить код из СМС для авторизации на Госуслугах. Другой участник преступной схемы, представляясь сотрудником госпортала, запугивает жертву тем, что из-за раскрытого кода на нее прямо сейчас оформляют кредиты для финансирования экстремизма или ВСУ, а это чревато уголовной ответственностью. Подростка заставляют «спастись», переслав сбережения на «безопасный счет». Либо от него требуют передать все деньги и ценности курьеру.
«Как все это предотвратить? Родителям нужно обязательно говорить с детьми о финансовой безопасности, этот разговор нельзя откладывать. Объясните, что пароли, коды из СМС и банковские карты — неприкосновенная личная территория и что ни один сотрудник банка или любой другой организации никогда не попросит человека совершить какие-либо действия со своими деньгами. Договоритесь о кодовом слове семьи, которое ребенку надо попросить назвать, если кто-то представляется вами и просит что-то сделать с деньгами. Формируйте доверительную атмосферу, чтобы ребенок в любой непонятной ситуации обращался к вам, а не к незнакомцу в сети», — добавил он.
В Сбере разработали целый ряд образовательных инструментов, которые помогают детям прокачать навыки финансовой безопасности. В первую очередь — полезный просветительский контент, который поможет защититься от уловок мошенников, есть на портале «Кибрарий». Также обучающие ролики и игры есть в нашем приложении СберKids — в нем также есть ИИ-ассистент СберКот, который расскажет, как действовать при подозрении на мошенничество. Это и бесплатные обучающие курсы на портале финансовой грамотности СберСовадля всей семьи.
«Наши эксперты готовы прийти с интерактивными мастер-классами и лекциями в любое образовательное учреждение: школу или колледж. Безопасность наших детей — это общая ответственность, и только совместными усилиями мы можем противостоять преступникам», — заключил Кузнецов.