Российским парламентом взят вектор на сохранение и укрепление традиционной семьи
РИАМО - 19 июл. Минувшая неделя оказалась богата на события по сакральному для каждого гражданина вопросу реформирования семейного законодательства. В обеих палатах российского парламента велась активная работа над законопроектами, внесенными в Государственную Думу годом ранее.
В прошлом году в нижнюю палату были внесены два законопроекта по внесению изменений в Семейный кодекс РФ – законопроект №157281-8, именуемый в народе законом «10 сенаторов», и правительственный законопроект №232772-8. Пристальное внимание общественности к данной теме было обращено еще весной, после поддержки законопроекта сенаторов, в концепцию которого положены традиционные семейные ценности, право ребенка жить и воспитываться в кровной семье, со стороны Председателя Госдумы В.В. Володина во время ежегодного отчета Правительства РФ 23 марта 2023 года, где он обратился с просьбой к Председателю Правительства РФ М.В. Мишустину провести недостающие согласования Правительством для возможности вынесения данного законопроекта на первое чтение.
Заинтересованными сторонами была проведена совместная работа на площадке нижней палаты на заседании рабочей группы под председательством А.Д. Жукова и заседаниях ответственного Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей с участием сенаторов. Однако, не смотря на наличие концептуальных разногласий, правительственный законопроект №232772-8, регламентирующий процедуру приема ребенка в семью усыновителя/опекуна (попечителя), с положениями которого выразили несогласие представители верхней палаты, был принят в первом чтении 29 июня 2023 года. Среди предлагаемых мер были заявлены: создание института обязательного социально-психологического обследования потенциальных опекунов, в том числе близких родственников ребенка, расширение полномочий органов опеки по контролю за приемными семьями.
13 июля текущего года группой сенаторов были внесены поправки к правительственному законопроекту, отклоненные Комитетом Госдумы на состоявшемся в этот день заседании. Авторами поправок выступили сенаторы Андрей Клишас, Елена Мизулина, Владимир Полетаев, Маргарита Павлова, Александр Башкин, Екатерина Алтабаева, Ольга Ковитиди и Римма Галушина.
17 июля состоялось закрытое заседание Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей по рассмотрению предложенных сенаторами поправок к законопроекту №232772-8. В ходе которого были рассмотрены только 12 из 39 внесенных сенаторами поправок. Однако в итоговом тексте законопроекта ко второму чтению, назначенному на 19 июля 2023 года, данные предложения учтены не были.
18 июля на площадке МПП «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция на тему «Реформирование семейного законодательства», где совместно с сенаторами, авторами законопроекта «10 сенаторов», направленного на защиту семьи в традиционном понимании, приняли участие признанные эксперты и общественные деятели.
Группа сенаторов в лице Елены Мизулиной, Маргариты Павловой и Александра Башкина в открытом разговоре дали оценку предлагаемому ко второму чтению законопроекту №232772-8, обозначив риски его принятия без учета внесенных поправок о приоритете родственников при решении вопроса определения потенциального опекуна для ребенка. Особое внимание было обращено на неправомерность расширения контроля за семьями, имеющими под опекой детей, в частности сбор персональных данных и проведение заявленной предварительной социально-психологической экспертизы потенциальных опекунов юристами и представителями НКО. Лейтмотивом звучал концептуальный вопрос о необходимости излишнего стороннего вмешательства во внутрисемейные отношения со стороны государства, если отсутствует угроза жизни и здоровью ребенка.
Эксперты напомнили, что в вопросах правового регулирования семейной сферы необходимо опираться на Указ Президента РФ от 09 ноября 2022 года №809 «Об утверждения Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», провозглашающий среди традиционных ценностей – крепкую семью, в которой дети являются ее частью и продолжением, а не воспитываются до 18 лет нанятыми людьми на возмездной основе, оставаясь в статусе сирот.
Мизулина отметила, что Конституционный Суд РФ в своих постановлениях неоднократно разъяснял, что государство должно исходить из общепризнанного принципа доверия в осуществлении родительских прав.
Председатель попечительского совета Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Елена Мильская выразила недоумение рядом положений принятого в первом чтении законопроекта №232772-8, которые ставят целью не защиту и сохранение семьи, а наоборот выстраивают систему действий, направленных на разрушение родительской семьи.
Журналист Шафран сравнила семью с Карфагеном, обозначив, что институт семьи стал линией ценностного разлома между Западом и ценностями российского народа, приводя в пример драматические реалии современного европейского общества, сформированные на принципах ювенальной юстиции.
Все спикеры были едины в мнении о необходимости разработки семейного законодательства на основе сохранения и защиты ценностей традиционной многопоколенной родительской семьи, неотделимой частью которой является ребенок. И констатировали о невозможности принятия правительственного законопроекта №232772-8 в действующей редакции, учитывая все риски. Кроме того, выразили готовность к консолидированной работе по подготовке концептуальных поправок на базе законопроекта «10 сенаторов» №157281-8, направленных на защиту кровной традиционной семьи, законодательного закрепления презумпции добросовестности родителей и сохранение духовно-нравственных ценностей.
19 июля 2023 года в ходе пленарного заседания Государственной Думы законопроект был исключен из повестки дня и снят с рассмотрения. Сенаторы поддержали данное решение нижней палаты и подтвердили свою готовность к совместной работе по совершенствованию положений семейного законодательства во благо российских семей.
Подготовка изменений в Семейный кодекс РФ ведется на площадке Совета Федерации с 2016 года - с момента создания соответствующей Временной комиссии Совета Федерации, наработки которой в 2020 году легли в основу деятельности специально созданной межведомственной рабочей группы. В ее состав вошли представители 10 федеральных структур, в том числе 7 федеральных министерств, научного сообщества и родительских организаций.