Правоведы МГУ считают, что состав преступления по делу Каменщика отсутствует

Правоведы МГУ считают, что состав преступления по делу Каменщика отсутствует
Общество

РИАМО - 12 мая. Ученые-правоведы МГУ дали заключение по делу руководителей аэропорта «Домодедово», обвиняемых в оказании услуг, которые не отвечают требованиям безопасности, по их мнению, состав преступления, предусмотренный статьей 238 УК РФ, отсутствует, сообщается на сайте воздушной гавани.

В настоящее время фигурантами этого дела являются председатель совета директоров и владелец аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик, экс-директор аэропортового комплекса «Домодедово» Вячеслав Некрасов, бывший управляющий директор ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити» Андрей Данилов и экс-глава российского представительства Airport Management Company Limited Светлана Тришина. Они находятся под стражей или домашним арестом.

«В целях получения независимой экспертной оценки адвокаты официально обратились к юридическому факультету Московского государственного университета имени Ломоносова с просьбой дать правовую оценку обвинений, выдвинутых следствием в адрес Каменщика, Некрасова, Данилова и Тришиной. Как утверждает следствие, обвиняемые сотрудники аэропорта упростили процедуру досмотра граждан в аэропорту «Домодедово», вследствие чего Магомед Евлоев в январе 2011 года беспрепятственно проник в здание аэровокзала и привел в действие взрывное устройство, результатом чего явилась гибель людей. <…> Из анализа фактических обстоятельств <…> в содеянном Каменщиком, Тришиной, Даниловым и Некрасовым состав преступления, предусмотренный статьей 238 УК РФ, отсутствует», - говорится в сообщении.

Как отмечается в материале, упрощение процедуры досмотра заключалось в принятии в 2010 году новой редакции технологии досмотра на входах в аэровокзал, которая, вместо прохождения всех входящих через рамку стационарного металлоискателя, предусматривала выборочный досмотр посетителей. Обвинение предъявлено по статье 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». По данным на сайте, ученые сделали следующие выводы: российское законодательство, действовавшее до 24 января 2011 года, не предусматривало обязанности аэропорта по досмотру на входах вообще и 100% досмотру на входах в частности. В федеральных законах на указанную дату отсутствовали предписания на этот счет, досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа производится после регистрации билетов, а в аэропортах, обслуживающих международные рейс, - после прохождения пассажирами таможенного и пограничного контроля (предполетных и послеполетный досмотры).

Кроме того, они отметили, что для посетителей аэровокзала досмотр вообще не предусматривался. Дополнительные меры безопасности в виде проведения досмотра граждан на входах в аэровокзалы начали применяться после трагического события, произошедшего в аэропорту «Домодедово» 24 января 2011 года. Посетители аэровокзала, не являющиеся пассажирами, не являются услугополучателями ни по отношению к авиакомпании, ни по отношении к аэропорту. Поэтому, согласно статье 85 Воздушного кодекса РФ, досмотр посетителей на входе в аэровокзал, в отличие от предполетного досмотра, не является мерой авиационной безопасности, и по этой причине данный вид досмотра не включен в услугу по обеспечению авиационной безопасности, говорится в сообщении.

Террорист-смертник Магомед Евлоев 24 января 2011 года привел в действие бомбу в зале прилета международных авиалиний аэропорта «Домодедово». В результате теракта погибли 37 человек и более 170 получили травмы. Исполнители и соучастники теракта уже понесли наказание. Они приговорены к пожизненным и длительным срокам лишения свободы.