Московский нефтеперерабатывающий завод планируют сделать самым чистым в России

Московский нефтеперерабатывающий завод планируют сделать самым чистым в России
Общество

РИАМО - 29 июн. В среду мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход работ по комплексному развитию Капотни в рамках городской программы «Мой район» и вместе с председателем правления «Газпром нефти» Александром Дюковым посетил Московский НПЗ, где идет модернизация, сообщает пресс-служба мэра и правительства столицы.

По словам градоначальника, модернизация НПЗ – крупнейший проект развития московской промышленности. С 2011 года при поддержке правительства города «Газпром нефтью» проведен огромный объем работ: в 4 раза снижено воздействие на окружающую среду, демонтированы устаревшие установки. Модернизация МНПЗ позволила Москве первой в РФ перейти на автомобильное топливо стандарта «Евро-5», это улучшило состояние воздуха в городе.

«В настоящее время Московский НПЗ реализует III этап модернизации, в ходе которого будет построен комплекс глубокой, а значит максимально эффективной переработки нефти. Будут созданы новые рабочие места. Завод увеличит выпуск востребованного городом топлива, а производство мазута будет уменьшено фактически до 0%. Таким образом, Московский НПЗ станет самым чистым и современным нефтеперерабатывающим заводом в России», – отметил Собянин.

По его словам, в строительстве задействованы отечественные производители оборудования.

МНПЗ занимает лидирующие позиции в стране по производству топлива. В 2021 году он переработал 12,1 млн тонн нефти в высокооктановый бензин, дизельное топливо, авиационный керосин, а также дорожные битумы и судовое топливо класса «Евро-5».

Доля продукции предприятия на топливном рынке Москвы составляет более 40%. Завод в Капотне - крупнейший налогоплательщик среди промпредприятий столицы. Здесь работают порядка 2,3 тыс. человек.

Какие изменения ждут Московский НПЗ

Комплексная модернизация Московского НПЗ рассчитана на период до 2025 года. Совокупный объем инвестиций «Газпром нефти» в проект к этому времени превысит 500 млрд рублей. Ее проводят для достижения лучших стандартов эффективного производства и экобезопасности, создавая вместо старого завода современное производство. Из эксплуатации последовательно выводят устаревшие производственные объекты и запускают современные промкомплексы.

Среди основных задач модернизации: замкнутый цикл водопотребления и экономия водных ресурсов Москвы-реки, сокращение выбросов в атмосферу, повышение экологического класса автомобильного топлива и снижение вредного воздействия автомобилей на окружающую среду, рекультивация территории завода, создание системы экологического контроля и мониторинга, а также увеличение глубины переработки нефти.

Модернизация НПЗ: что уже сделано

С 2011 по 2020 годы на МНПЗ реализовали первые 2 этапа модернизации, в результате которых предприятие в 4 раза сократило нагрузку на окружающую среду. Значительно улучшены условия проживания в районах Капотня, Марьино, Люблино, Братеево, подмосковных городах Дзержинский, Котельники, Люберцы и других населенных пунктах в непосредственной близости от завода.

В 2017 году заработали уникальные биологические очистные сооружения сточных вод закрытого типа «Биосфера», обеспечивающие полное (99,9%) удаление загрязнений из заводских стоков. Старые открытые очистные сооружения предприятия демонтированы.

Благодаря новым очистным сооружениям завод возвращает обратно в производственный цикл до 80% используемой воды, забор воды из Москвы-реки снизился втрое.

Чистое топливо для столицы

Московский НПЗ построил либо модернизировал установки гидроочистки бензина каталитического крекинга и изомеризации легкой нафты, реконструировал установку гидроочистки дизельного топлива. Это позволило уже в 2013 году (на 2,5 года раньше запланированного срока) начать выпуск моторного топлива класса «Евро-5», при использовании которого двигатели автомобилей выбрасывают в 5 раз меньше соединений серы по сравнению с «Евро-4».

В 2019 году появился новый автоматизированный терминал отгрузки топлива из 12 постов, он может одновременно отгружать в автоцистерны бензин, дизельное и авиатопливо. Время отгрузки в автоцистерны при этом сократилось в 4 раза, а цифровая система контролирует нужный объем топлива с точностью до 100 мл.

За экологическую безопасность отгрузки отвечают специальные герметизирующие системы, полностью исключающие попадание испарений от нефтепродуктов в природу.

В 2020 году построили высокотехнологичный комплекс переработки нефти «Евро+». Он пришел на смену 5 морально устаревшим установкам («малому технологическому кольцу»), построенных еще в 60-х годах 20 века.

Впервые в России создан единый комплекс нефтепереработки полного цикла – от подготовки сырой нефти до производства автомобильного бензина, дизтоплива и авиакеросина.

Будь в курсе! Подписывайся на Telegram-канал РИАМО.