Эмоциональный интеллект в бизнесе важен так же, как и профессионализм – психолог
РИАМО – 23 авг. При ведении бизнеса и работе на управленческих должностях огромную роль играет эмоциональный интеллект, который не менее важен, чем профессионализм. Эмоциональный интеллект определяет, как человек коммуницирует и принимает решения, что зачастую имеет определяющее значение, сообщила РИАМО кандидат психологических наук, основатель EiLab — компании-разработчика цифровой платформы WAY2WEI Елена Хлевная.
«Когда человек создает свой первый бизнес, он уверен в успехе почти на 100%. Но через год, по статистике, закрывается 80% компаний. Почему так происходит? Потому что в момент принятия решения многие пребывают во власти эмоций, которые они не осознают. Кому-то из начинающих грезится свобода от начальства, кому-то — большие деньги, кому-то — достижение невероятных профессиональных успехов. Эйфория мешает мыслить трезво и потому большинство начинающих терпят неудачу», — сказала Хлевная.
Она напомнила, что этот пример привел в своей лекции нобелевский лауреат Даниэль Канеман, который вместе с Амосом Тверски доказал, что человек принимает экономические решения отнюдь не на основе здравой математической логики, а под влиянием эмоций.
«Но эмоции сопровождают всю нашу жизнь. Как сочетать их со стремлением к успеху в жизни и бизнесе? Тут мы и приходим к понятию эмоционального интеллекта, который был введен в 1990 году американскими психологами Питером Саловеем и Джоном Майером», — рассказала эксперт.
Залог успешных продаж
Если человек обладает качественными профессиональными знаниями и навыками, но он не умеет взаимодействовать с собственными эмоциями и эмоциями окружающих людей, то вряд ли он сможет добиться успеха. И, наоборот, если человеку не хватает профессиональных знаний и навыков, но у него очень высокий уровень эмоционального интеллекта, в определенных сферах деятельности он может быть весьма успешен.
«Классический пример, понятный для любого бизнеса, – менеджер по продажам. Вряд ли у большинства хороших менеджеров за плечами престижный университет, но у самых успешных из них есть главное – высокий эмоциональный интеллект, который позволяет успешно коммуницировать с большим количеством самых разных людей. И бизнес эти личностные качества сотрудников активно использует. В компании L’Oreal, например, торговые агенты, отобранные на основе определенных способностей эмоционального интеллекта, значительно превосходят продавцов, принятых на работу с помощью старой процедуры найма», — пояснила Хлевная.
Она уточнила, что ежегодно продавцы, выбранные на основе эмоциональной компетентности, продавали на 91 370 долларов больше, чем другие продавцы.
Умение управлять эмоциями
С другой стороны, есть профессии, для которых, на первый взгляд, эмоциональный интеллект не настолько важен, например, программист, столяр-краснодеревщик, швея. Но это справедливо до тех пор, пока программист пишет код с утра до вечера, столяр шлифует дерево, а швея обметывает петли в ровном эмоциональном состоянии. В этом случае их профессиональные навыки важнее эмоционального интеллекта - до определенной поры.
«Но стоит кому-то из них разозлиться или опечалиться, например, и код летит, и инструменты из рук валятся, и эти ошибки могут иметь очень серьезные последствия в некоторых случаях. А уж когда программисту нужно будет объяснить клиенту ценность программы для того, чтобы получить деньги за свою работу, то без хорошо развитых способностей эмоционального интеллекта у него это вряд ли получится. То же самое относится к столяру и швее – им рано или поздно приходится общаться с клиентами, и в этом случае без развитого эмоционального интеллекта, умения понимать эмоции людей и регулировать собственные не обойтись», — пояснила психолог.
Если тот же программист вдруг становится руководителем, тут уже на первое место выходят способности эмоционального интеллекта. 80% времени любой руководитель проводит в общении, мотивируя коллектив, ставя задачи, разрешая конфликты. На этом этапе карьеры профессиональные знания и навыки никто не отменяет, но без высокого уровня эмоционального интеллекта человек не очень хорошо справится с управленческими задачами, с клиентским взаимодействием.
Это же относится и к финансовым решениям, которые человеку приходится принимать ежедневно. Давно отмечено, что женщины более эффективно инвестируют на бирже, потому что по своей природе они менее агрессивны, чем мужчины, и склонны к внутреннему равновесию. Это и есть одно из проявлений эмоционального интеллекта – понимать природу эмоций и при необходимости сдерживать их.
«Можно ли развить эмоциональный интеллект уже сложившегося человека? Конечно! Сегодня есть методики как коллективных, так и индивидуальных занятий для того, чтобы человек научился жить в гармонии со своими эмоциями, не отвергая, а управляя ими», — отметила Хлевная.
Она добавила, что поэтому спор о том, что важнее - профессионализм или эмоциональный интеллект, подобен спору о том, какая нога для человека важнее.
«Красиво идти по жизни можно только на двух ногах. И успеха добивается тот, кто, кроме профессионализма, обладает высоким эмоциональным интеллектом и продолжает его развивать», — заключила эксперт.
Будь в курсе! Подписывайся на Telegram-канал РИАМО.