Эксперты заявили, что ошибочные действия пилотов привели к катастрофе в «Шереметьеве»
РИАМО – 15 мая. Лайнер SSJ 100 компании «Аэрофлот», сгоревший 5 мая после аварийной посадки в аэропорту «Шереметьево», был поражен мощным грозовым разрядом, молния отключила электрогенераторы машины и автоматику, но критической ситуацию, по мнению специалистов, могли сделать сами летчики, сообщает в среду газета «Коммерсант».
Сейчас следствию предстоит разобраться, кто из двух пилотов совершил опасный маневр, приведший к гибели 41 человека.
«По данным близкого к расследованию источника издания, примерно через 15 минут после взлета из (аэропорта - ред.) «Шереметьево» в борт SU-1492, направлявшийся в Мурманск, попал грозовой разряд. Причем молния угодила в самый нос самолета, оставив на его поверхности характерную закопченную отметину. На поражение машины электроимпульсом огромной мощности, как говорят эксперты, среагировала грозовая защита SSJ 100 – она отключила генераторы самолета и перевела электроснабжение потребителей на аккумуляторные батареи (режим Emergency Electrical Configuration, EEC)», – отмечается в статье.
По данным экспертов, вслед за переходом машины на аварийное электропитание автоматически включился и режим прямого управления полетом Direct Mode – такова специфика работы почти всех современных самолетов.
«Бортовой компьютер SSJ перестал автоматически корректировать возможные ошибочные действия пилотов и таким образом страховать экипаж, например, от выхода на запредельные углы крена и тангажа, непомерного роста приборной скорости или перегрузок, опасности сваливания», – добавляется в материале.
На борту лайнера возникла нештатная, однако вовсе не катастрофическая ситуация. К тому же порядок действий экипажа в обоих режимах EEC и Direct Mode и даже при их сочетании, как выяснили специалисты, подробно расписан в методических рекомендациях для экипажей и руководстве по летной эксплуатации SSJ 100 (Flight Crew Training Manual и Flight Crew Operations Manual).
«В этих документах, например, режим EEC называется аварийным, но не чрезвычайным. При его возникновении производитель не требует от летчиков немедленной посадки, а всего лишь рекомендует им поторопиться», – подчеркивается в сообщении.
Самолет с неработающими генераторами, как заявляет производитель, может пробыть в воздухе «достаточное время», чтобы экипаж мог спокойно долететь до ближайшего аэродрома, приземлиться там, а в случае необходимости уйти на второй круг для повторного захода.
«Так, обе возникшие проблемы позволяли летчикам посадить машину в аэропорту вылета даже с учетом превышенной из-за полных топливных баков посадочной массы», – поясняется в сообщении.
Пилотам SSJ 100 Денису Евдокимову и Максиму Кузнецову, как следует из данных параметрического самописца самолета, удалось, хотя и со второй попытки, выполнить заход на посадку с соблюдением всех нормативных требований.
«Экипаж поставил машину на глиссаду и прошел по ней, выдерживая как приборную, так и вертикальную скорости. Однако летчикам пришлось управлять самолетом в ручном режиме, с отключенным автопилотом и автоматом тяги. Возможно, по этой причине расчетную точку приземления в начале ВПП они перелетели. <…> Перед самым приземлением летчики, как показал параметрический самописец, резко увеличили режим работы двигателей и одновременно опустили нос самолета», – уточняется в сообщении.
По мнению аналитиков, именно этот опасный и неоправданный маневр погубил машину и ее пассажиров. SSJ 100 сел с существенно завышенными приборной и вертикальной скоростями, да еще и, как выразился один из экспертов, приземлился «на три точки».
Вечером 5 мая при аварийной посадке в аэропорту «Шереметьево» загорелся самолет авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс SU1492 Москва – Мурманск. На борту находились 73 пассажира и пять членов экипажа. Погиб 41 человек, спаслись 37 человек. По факту авиапроисшествия возбуждено уголовное дело.