Эксперт рассказала, как построить карьеру в магазине
РИАМО - 26 апр. Работу в сфере ритейла окружают различные мифы, в том числе и убеждение о непрестижности и неперспективности отрасли. Директор по управлению персоналом и организационному развитию торговой сети «Пятерочка» Лилия Дерябина рассказала, почему не нужно стесняться работать в магазине и как в нем можно построить карьеру.
Она отметила, что на практике карьерный рост и профессиональное развитие у сотрудников ритейла происходят быстрее, чем у работников офисов. По данным «Пятерочки», около 80% руководящих должностей в рознице приходится на сотрудников, выросших внутри торговой сети.
Специфика работы в магазине
Многим кажется, что работа в магазине — это сканирование штрихкодов за кассой и раскладывание продуктов по полкам. Однако на самом деле для этой работы необходимы аналитический склад ума, знание психологии людей и креативное мышление.
Каждый день работники выполняют сотни операций, обеспечивая свой магазин товарами в нужном количестве, поддерживая актуальность ценников и чистоту, помогая клиентам делать покупки.
В отличие от небольших частных магазинов, крупные компании имеют свои стандарты сервиса и работы, которых придерживаются все сотрудники. Поскольку в торговых сетях большая часть рутинной работы автоматизирована и обозначена в стандартах, у персонала есть больше возможностей развивать магазин и решать нестандартные вопросы.
Как построить карьеру в магазине
Решая ежедневные задачи, общаясь с покупателями и обмениваясь опытом с командой, работники магазинов довольно быстро обретают навыки хорошего управленца и предпринимателя. Благодаря этому карьерный рост с позиции продавца-кассира до директора магазина меньше чем за год вполне реален.
Шаги карьерного роста
Как быстро дорасти до руководящей должности в магазине?
1. Выберите магазин
Одними из важнейших факторов, которые способствуют профессиональному развитию, являются место и люди. Дружный коллектив, уважительное общение и доверие со стороны начальства позволяют получать удовольствие от работы и вдохновляют на новые достижения.
Торговые сети предоставляют возможность выбрать магазин неподалеку от дома, посетить его, познакомиться с командой и потенциальным руководителем.
Директор может сразу выслушать кандидата и в тот же день провести собеседование. Также можно обратить внимание на открытые вакансии на сайтах по поиску работы или позвонить в службу подбора персонала — это будет удобно при поиске магазина в другом районе.
В штат нового сотрудника оформляют, как правило, на следующий день после собеседования. Чтобы устроиться продавцом-кассиром, потребуются медкнижка и стандартный набор документов — трудовая книжка, СНИЛС, паспорт, справки с предыдущего места работы. В случае отсутствия медицинской книжки, компания отправляет сотрудника в медцентр и оплачивает прохождение комиссии.
2. Познакомьтесь с командой и ответственным за обучение и развитие сотрудников
Команды в магазинах обычно слаженные, каждый сотрудник ориентирован на общий результат. Обучением и развитием работников в крупных сетях кроме директора занимается команда HR. Лучше сразу заявлять о намерении карьерно расти — тогда можно получить помощь в определении недостающих компетенций, составлении плана обучения, прохождении необходимых курсов и стажировки. Как правило, HR курируют сразу несколько магазинов и знают, в каком открываются новые вакансии, которые можно предложить растущему сотруднику.
Не стоит переживать за адаптацию на новом рабочем месте. В компании понимают, насколько необходима поддержка в первое время на новой должности. За сотрудником закрепляют наставника — опытного коллегу, который будет объяснять, что делать, подсказывать, помогать и давать советы по поведению в нестандартных ситуациях. Всему необходимому работника обучат прямо на месте.
3. Получайте новые знания, развивайте и совершенствуйте навыки
Компании в сфере розничной торговли заинтересованы в карьерном продвижении и обучении именно внутренних сотрудников. Они глубоко погружены во все бизнес-процессы и хорошо знают особенности управления магазином.
Желающие развиваться растут очень быстро. Через 4 месяца после трудоустройства можно стать администратором, а еще через 4 месяца — заместителем директора или директором магазина. Для этого необходимо проходить обучение и стажировки перед каждым этапом повышения и не иметь дисциплинарных взысканий.
Заинтересованные в карьерном росте внутри компании сотрудники «Пятерочки» могут самостоятельно использовать сервис «Моя карьера» - отправить заявку, пройти тестирование, получить направление на обучение и стажировку, а после занять более высокую должность.
При достаточной мотивации, желании и усердии за год можно стать руководителем. При этом крупные компании дают возможность не только вертикального, но и горизонтального роста. Сотрудник может возглавлять проект, оставаясь на своей должности, переходить на другое направление в логистику или офис.
Также можно стать директором магазина-партнером или франчайзи и развивать магазин самостоятельно с поддержкой большого бизнеса. Главное – с чего-то начать. Для этого необходимо:
- устроиться на начальную позицию продавца-кассира в понравившийся магазин;
- познакомиться с внутренними процессами работы магазина и получить опыт от команды;
- регулярно обучаться и развивать навыки, необходимые для успешной работы;
- не бояться инициировать свое повышение.