Эколог Юрий Коробов рассказал, как отдыхать на воде, не нанося вред рыбе

Эколог Юрий Коробов рассказал, как отдыхать на воде, не нанося вред рыбе
Общество

РИАМО - 23 мая. Отдых в лесах и у водоемов становится все более популярным у россиян. Однако эксперт-эколог, координатор спецпроектов Национального экологического корпуса Юрий Коробов напомнил, что май — не только пора отпусков, но еще и время животных, птиц и рыб. Поэтому отправляясь на природу, всегда нужно помнить, что вред окружающей среде можно нанести даже необдуманно.

Согласно опросу сервиса по поиску работы SuperJob, нынешним летом отправиться в путешествие по стране, своему региону планирует 21% россиян — самый популярный формат летнего отпуска-2023. По оценке Российского союза туриндустрии, в этом году объем рынка внутреннего туризма может вырасти на 5% и достигнуть 72 млн человек. Это официальные цифры, а ведь помимо пляжного отдыха и познавательных путешествий в России традиционно востребованы поездки в лес, на берега рек и озер. Запрос на такие впечатления растет, и бизнес предлагает все больше привлекательных и необычных вариантов.

«В нашей стране удивительная природа, множество прекрасных уголков, и замечательно, что у россиян появляется все больше возможностей познакомиться с этими красотами, подпитаться энергией. Но при этом нельзя забывать о том, что дикая природа крайне уязвима, ранима, и мы, люди, несем ответственность за то, чтобы передать эти богатства будущим поколениям», — напомнил Юрий Коробов.

Всем с детства известны правила: нельзя разводить в лесу костры, бросать мусор, рубить деревья и т. д. Однако эксперт-эколог призывает задуматься также и о неочевидном на первый взгляд ущербе живому миру, который мы невольно, не понимая его масштаба, можем нанести своими бездумными действиями. Речь идет о популяции речных и озерных рыб, на которую активное развитие туризма может оказать губительное воздействие.

Апрель, май и начало лета — это время нереста. Различные виды рыб мечут икру в разные сроки, каждый — в подходящих только данному виду местах. Государство учитывает эти особенности, устанавливая так называемый нерестовый запрет: на определенном участке водоема в данный период не разрешается ловить рыбу с лодки, пользоваться снастями кроме удочки, а также использовать для рыбалки и перемещения по этим акваториям моторные лодки и суда. Цель ограничений — не просто защитить рыбу во время нереста от массового вылова, но и создать для нее максимально благоприятные условия в этот период. Ведь моторные лодки сильно шумят и создают волну, пугая водных обитателей.

В каждой местности существуют свои нерестовые календари — их формируют в зависимости от срока нереста тех видов рыб, которые водятся в местных водоемах. Например, в Тверской области на некоторых участках Волги запрет действует с 15 апреля по 15 июня. В Новосибирской области с 20—25 апреля на месяц объявляются временно закрытыми для маломерных судов притоки Оби и сама Обь, включая Обское водохранилище, а также многочисленные озера.

Нерестовый запрет существует не только в России. Во многих странах правила любительской рыбалки куда более строгие. В Германии для того, чтобы посидеть на бережке с удочкой, нужно купить лицензию — для каждого региона и водоема свою.

В Эстонии в период нереста лососевых их вылов может караться штрафом до 1200 евро, да еще придется возместить нанесенный природе ущерб. И такие меры, по мнению экспертов, необходимы: по словам научного сотрудника Тартуского университета Мартина Кеслера, к настоящему моменту исчезло уже более половины мировых популяций лосося.

«Чтобы эстонская популяция лосося и форели сохранялась и приумножалась, им необходимо дать возможность беспрепятственно нереститься в реках. Ловля рыбы в это время окажет огромное негативное влияние на рыбные запасы в будущем», — пояснил ученый изданию Tribuna.

В России к мечущей икру рыбе исстари старались относиться максимально бережно. Петр I своим указом в период нереста леща запрещал на берегах звонить в колокола. Вибрация церковного колокола может оказывать на водоплавающих нежелательное воздействие.

Рев моторов наносит речной фауне несопоставимо больший вред, и тут существует еще одна проблема. Нерестовые ограничения регламентируются федеральными и региональными законами и правилами рыболовства. Ответственные рыбаки о них осведомлены и соблюдают их. Но большинству далеких от рыбалки людей эта информация неизвестна, а есть и те, кто сознательно ее игнорирует.

«Как только реки и озера вскрываются ото льда, люди тянутся к воде полюбоваться разливами. И берут с собой лодку с мотором или водный мотоцикл — такая «модная» техника сейчас в продаже в изобилии. И, красуясь на виражах, они даже не задумываются о том, что рев мотора раздражает и пугает рыбу, а час работы мотора по ущербу сравним с вылитой в водоем канистрой бензина», — рассказал Коробов.

По его словам, рев мотора в течение часа наносит тот же ущерб водоему, что и вылитая в него канистра бензина. В итоге рыба нерестится не в тех местах, которые для этого подходят лучше всего, а в случайных, где икра не созревает из-за неподходящей температуры, может стать добычей хищников или пересохнуть, попав на отмель.

«Все это наносит непоправимый ущерб водным биологическим ресурсам наших рек и озер», — добавил Коробов.

Против рыбы играет и растущий туристический рынок: есть спрос на комфортный отдых на природе — увеличивается и предложение: бизнес массово строит различные отели, турбазы и кемпинги, в том числе на побережьях, тем более что государство поддерживает этот сегмент субсидиями. Хорошо, что становится больше цивилизованных мест отдыха. Но тогда их владельцы должны озаботиться экологическим воспитанием постояльцев: людей нужно приучать к тому, что нельзя разводить костры в неположенных местах, выбрасывать мусор, загрязнять водоемы, а также пугать обитателей лесов, рек и озер в период размножения.

«К сожалению, среди самих предпринимателей пока недостаточно экологически ответственных граждан. Операторы гостиничного бизнеса, выстроившие на побережьях отели и кемпинги, весной начинают активную, даже агрессивную рекламную кампанию, привлекая все больше любителей отдыха на воде и предлагая им самые разные водные развлечения с использованием моторной техники», — считает Юрий Коробов.

По его наблюдениям, на озерах и реках строят все больше стоянок для яхт, катеров и других маломерных судов.

«Их владельцы стремятся поскорее спустить на воду все эти плавсредства, чтобы получать арендную плату. И хотя они сами, в отличие от владельцев моторок и скутеров, не нарушают при этом нерестовый запрет, но вольно или невольно способствуют тому. А того, что страдает рыба, просто не хотят замечать», — сказал эксперт.

Этому способствует и нормативная база: она содержит четкий запрет на использование во время нереста маломерных судов для целей рыболовства. А вот что касается других вариантов перемещения на моторках, тут формулировки несколько размыты. В результате обитатели водоемов остаются беззащитными перед «аквагонщиками». По мнению эксперта-эколога, в этой сфере необходимо принять более четкие и понятные правила — подобные ПДД, в которых прописаны периоды и участки, где запрещено движение грузового транспорта, есть дороги для малотоннажной техники, выделенные полосы для общественного транспорта и т. д., и водители знают, какие санкции последуют за нарушение этих правил.

Подобный подход нужен и для охраны водных ресурсов. Необходимо более четко прописать правила, которые должны строго соблюдать все пользователи водных объектов — и рыболовы, и владельцы маломерных судов, и арендаторы водоемов, а также береговых объектов. На отдельных участках в период нереста рыбы стоит ограничить не только использование моторных плавсредств, но и проведение шумных мероприятий на берегу.

По мнению эколога, следует разработать перечень мероприятий, направленных на сохранение и увеличение популяций рыб, и помимо арендаторов водоемов вовлечь в эту работу владельцев катеров и стоянок для маломерных судов. Необходимо организовать масштабную просветительскую работу среди населения для понимания важности соблюдения этих требований в целях сохранения и приумножения биоресурсов российских водоемов.