Депутат Легков отметил, что Подмосковью нужны Школы равных возможностей для детей с ОВЗ

Депутат Легков отметил, что Подмосковью нужны Школы равных возможностей для детей с ОВЗ
Общество

Фото - © Сайт Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области

РИАМО - 19 июн. Чем раньше с особенным ребенком начинает заниматься дефектолог, тем больше у него шансов интегрироваться в общество. В Школе равных возможностей Химок об этом знают не понаслышке, перед глазами педагогического коллектива много подобных примеров. На сегодняшний день это коррекционное образовательное учреждение считается самым продвинутым в области.

Чтобы понять, как усовершенствовать систему образования для детей с ОВЗ по всему Подмосковью, химкинскую школу посетил депутат Мособлдумы, президент благотворительного фонда «Вместе —ЛЕГКО» Александр Легков.

Тебя уже ждут «Ванечка, здравствуй, мой хороший», - говорит директор Школы равных возможностей Аида Ойцева, - Проходи, тебя уже ждут!». Ваня Бычков, застенчиво улыбаясь, здоровается с нами, проходит от калитки до порога школы и исчезает за входной дверью. Ему 12, он «особенный» ребенок, в Школе равных возможностей учится с первого класса. По всем предметам Ваня – отличник. А еще классный руководитель Татьяна Залукаева сразу заметила у своего ученика творческие способности и помогает им раскрыться.

Здесь детей с особенностями развития, действительно, ждут. Ищут подход, идут навстречу, протягивают руку помощи. Школа равных возможностей в Химках — уникальный образовательный комплекс, где детей с умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра сопровождают с дошкольного возраста и до самых выпускных экзаменов в 9 классе. А еще им дают возможность поступить в один из двух колледжей, с которыми у школы есть договоренность, — филиал Дмитровского техникума в Запрудне и колледж «Подмосковье» в Химках.

У школы два корпуса. На Куркинском шоссе расположены детский сад и начальные классы. В саду пять групп, четыре из них для детей с задержками в развитии. Дефектологи и логопеды подхватывают детей с 4 лет. Многие из деток добиваются отличных результатов и уходят учиться в первые классы обычных школ. Те, кому это пока не по силам, остаются здесь. Перейти в обычную школу можно до 4 класса включительно. В корпусе на Московской улице учатся с 1 по 9 класс, всего 135 детей, в том числе с довольно тяжелыми проявлениями диагнозов. В каждом классе не больше 13 человек.

«Если он сможет, то и я смогу»

Депутат Мособлдумы, президент БФ «Вместе —ЛЕГКО» Александр Легков – один из тех людей, кто хочет апгрейдить систему образования для «особенных» детей. Аида Ойцева провела для него экскурсию по своему учреждению. Школа в сентябре отпразднует свой первый пятилетний юбилей.

«Мы открыли школьный корпус в 2018 году. Спасибо родителям, которые часто обращались к главе Дмитрию Волошину. Они просили создать такую школу. И вот помещение нашлось - раньше в этом здании был университет. После передачи мы провели полную реконструкцию. Город разработал проект, я ночевала на строительной площадке, чтобы все сделали, как положено», — поясняет Аида Сергеевна.

Программа обучения адаптированная, она исключает химию, физику и иностранные языки. Зато ведется серьезный упор на ручной труд. Как только школа открылась, здесь заработали три мастерские — швейная для девчонок, столярная и слесарная для мальчишек. А в 2019 году на свет появился федеральный проект «Доброшкола». Школу равных возможностей включили в него одной из первых, и благодаря выделенным средствам здесь появились еще две мастерские. Тяжелые дети, которым нельзя садиться за станок или брать в руки иголки, занимаются поварским делом и сельским хозяйством. С последним здесь вообще все очень серьезно, во дворе даже установлена самая настоящая теплица, где во всю колосится ароматная зелень и ждут своего часа недозревшие томаты.

Важно не только создавать мастерские, но и поручать работу в них людям, которые этим делом горят и разбираются в специфике. С этим в Школе равных возможностей все в порядке. Например, в слесарной мастерской процессом руководит педагог с более чем полувековым стажем работы Владимир Тарабукин.

«У каждого ребенка, начиная с 5 класса, есть ящик, куда он складывает свои изделия до конца обучения. Ящик пригодится, когда придет время выпускаться из школы. Учащийся выставит его перед комиссией на выпускном экзамене, и если ребенок занервничал на экзамене, что-то пошло не так, деталь не получилась, то экзаменационная посмотрит на его прошлые работы, и сразу станет понятно, научился он чему-то или нет», - сказал Владимир Михайлович.

Он показывает работы одного из учеников из заветного ящика. Чего здесь только нет! Дети начинают с простых вещей, собирают цепочки из проволоки, затем пробуют смастерить дверную задвижку и головку молотка. Своими руками делают ключи, центроискатели, малки для измерения углов. Много изделий и из листового металла. На небольшом совке видно тщательную разметку. В обычной школе такому едва ли не научат. А в жизни все это может серьезно пригодиться.

«Мы стараемся дать понять ребенку, что он полноценный член общества». Они знают, что мы для них на все готовы, они важны для нас. Таким детям важно подарить уверенность в том, что в будущем у них все будет хорошо. Очень приятно, когда наши выпускники на последнем курсе колледжа приходят проходить практику в школьном пищеблоке. И когда другие дети видят того, кто раньше с ними учился, может быть, они говорят себе: «Если он может, то и я смогу», - говорит Ойцева.

По итогам встречи зампредседателя Комитета по образованию Мособлдумы Александр Легков сказал, что опыт Химок по современному образованию для особенных деток необходимо распространить на все муниципалитеты области. А еще решить некоторые проблемы сферы, в том числе, на законодательном уровне. Например, разобраться с критической нехваткой тьюторов. На эту должность требуются люди с солидным опытом работы, который сложно где-то получить, к тому же закрайне низкую заработную плату.

«Вопрос развития инклюзивного образования в Московской области будем поднимать в нашем Комитете по образованию, культуре, науке, туризму, спорту и молодежной политике Мособлдумы. Соберем компетентных и заинтересованных людей, составим «дорожную карту» и будем воплощать», - заключил Александр Легков.

Елена Бадалян