Booking.com обвинили в недобросовестной конкуренции

Booking.com обвинили в недобросовестной конкуренции
Общество

РИАМО - 31 авг. Турагентство «Онлайнтур» обратилось с двумя жалобами в Федеральную антимонопольную службу на Booking.com, настаивая на том, что требования системы приводят к завышению стоимости размещения на всем российском гостиничном рынке, сообщает в понедельник газета «Коммерсант».

«К Booking.com, обеспечивающей более 50% бронирований отелей в России, впервые предъявлены претензии из-за требования к отечественным гостиницам гарантировать для этой системы бронирования так называемую лучшую цену», – пишет издание.

В публикации поясняется, что с соответствующей жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) обратилось турагентство «Онлайнтур», настаивающее, что требования Booking.com приводят к завышению стоимости размещения на всем российском гостиничном рынке. Сами отельеры спорить с Booking.com пока не готовы, не видит оснований обвинять систему в монополизации рынка и ФАС, несмотря на ряд решений европейских антимонопольных органов в пользу гостиничных сетей.

В двух жалобах турагентства говорится, что деятельность одного из крупнейших в мире сервисов бронирования нарушает сразу два федеральных закона — «О защите конкуренции» и «О рекламе». Обращение еще не зарегистрировано в Федеральной антимонопольной службе, дополняется в материале.

По данным издания, недовольство «Онлайнтура» вызывают договоры, которые система бронирования заключает с отельерами-контрагентами. Согласно данным турагентства, Booking.com включает в текст обязательный пункт о том, что стоимость средства размещения в системе бронирования должна быть самой низкой. Клиент не должен иметь возможности забронировать номер дешевле на сайте самого отеля или другого агентского сервиса. Данный запрет усиливает позиции монополиста и в долгосрочной перспективе приведет к полной монополизации им рынка систем бронирования, говорится в тексте жалобы. При этом в своем втором заявлении «Онлайнтур» ставит под сомнение сообщение на сайте Booking.com, декларирующее «гарантию лучшей цены» и «бронирование без комиссии».

По мнению агентства, стоимость гостиниц у туроператоров часто оказывается ниже цены системы бронирования. Например, бронирование двухместного номера в Belconti Resort Hotel в Турции в период с 1 по 8 сентября на Booking.com обойдется в 1,453 тысячи долларов, а на сайте туроператора «Интурист» – в 1,385 тысячи долларов, отмечает газета.

Руководитель департамента по работе с отелями Hotellook Юрий Вьюшин, чьи слова приводятся в сообщении, рассказал, что Booking.com существует с 2005 года, принадлежит американскому холдингу Priceline, который также контролирует аналогичные системы Kayak и Agoda.com. Booking.com предлагает размещение более чем в 700 тысячах отелей в 200 странах. В России интересы компании представляет ООО «Букинг.ком Русиа».

«Booking.com единственная в России система, обеспечивающая отелям 50% и более бронирований. Такая ситуация не очень выгодна самим отельерам», – подчеркнул Вьюшин.

Теоретической базой для жалобы «Онлайнтура» в ФАС стал европейский опыт. После длительных антимонопольных разбирательств в Италии, Швеции и Франции в декабре 2014 года Booking.com согласилась исключить из контрактов с гостиницами пункт о «лучшей цене». Начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев, его слова цитирует газета, отмечает, что для того чтобы компания попала под действие статьи о недобросовестной конкуренции, нужно доказать ее доминирующее положение. Даже если через систему проходит более 50% онлайн-бронирований отелей в стране, этого недостаточно – у нее должна быть возможность оказывать решающее влияние на оборачиваемость товара.

«А если Booking.com перестанет сотрудничать с отелями, возможность бронировать номера не исчезнет», – пояснил Кудрявцев. При этом, подчеркивает он, ФАС в любом случае изучит и конкретное явление, и европейский опыт.

УФАС завело дела о нарушении закона о конкуренции на 4 парка Москвы>>