Более 30% опрошенных россиян перешли на более дешевые продукты полгода назад
РИАМО - 20 янв. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел в декабре 2015 года опрос среди 1,6 тысячи жителей России о мерах экономии в связи с кризисом, более 30% опрошенных стали покупать менее дорогие продукты в последние полгода, говорится в сообщении пресс-службы ВЦИОМ.
Всероссийский центр изучения общественного мнения представляет данные опроса о том, к каким мерам экономии в связи с кризисом прибегают россияне. Опрос был проведен 26-27 декабря 2015 года среди 1,6 тысячи человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, уточняется в материале.
«Кризисный год оказал определенное влияние на потребительское поведение россиян. Так, доля тех, кто сообщает, что больше шести месяцев покупает менее дорогостоящие товары, чем ранее, в декабре составила 34% (против 22% в январе). Об этом говорят, в первую очередь, пожилые люди (44%) и респонденты с доходом ниже среднего (42%). Еще 18% сказали, что делают это в течение полугода и 7% – в течение месяца. При этом практически неизменной осталась доля тех, кто не прибегает к подобной мере экономии (38% в январе и 37% в декабре 2015 года)», – говорится в сообщении.
Кроме того, стало больше тех, кто уже более шести месяцев покупает реже или отказывает себе в приобретении тех или иных вещей, оплате развлечений (с 21% в январе до 35% в сентябре). В ходе последнего опроса еще 20% сказали, что делают это последние полгода, 8% – начали делать в последний месяц (заметно меньше, чем в январе – 23%), добавляется в материале.
Другие методы приспособления к кризису практикует меньшая часть наших сограждан. Так, суммарная доля тех, кто запасает продукты впрок, в декабре составила 32%, при этом доля тех, кто этого в принципе не делает, выросла с 56% до 64%, говорится в сообщении.
Согласно анализу компании «Медиалогия», кризис в российских СМИ в 2015 году упоминался более 800 тысяч раз. Пик упоминаемости темы приходится на февраль и декабрь. В феврале СМИ сообщали о сокращении зарплат госслужащим, проблемах с ипотекой, а также в социальной политике. В декабре СМИ сообщали о падении цен на нефть.
Руководитель отдела мониторинговых исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб, чьи слова приводятся в материале, отметил, что важнейшим проявлением любого экономического кризиса является падение спроса со стороны населения. В России резкое падение розничного товарооборота произошло в январе 2015 года.
По его словам, исследования ВЦИОМ рисуют примерно такую же картину: в конце 2015 года две трети населения пытаются приспособиться к кризису тем, что покупают более дешевые товары, либо вообще отказываются от покупки товаров не самой первой необходимости.