В мае исполняется 275 лет со дня рождения «отца русской журналистики» Николая Новикова
РИАМО - 7 мая. Восьмого мая 2019 года исполняется 275 лет со дня рождения знаменитого просветителя, книгоиздателя и журналиста екатерининской эпохи Николая Ивановича Новикова. Будущий общественный деятель родился в дворянском имении на территории нынешнего подмосковного городского округа Ступино – в селе Авдотьино Бронницкого уезда Московской губернии.
«ВРАЧЕВАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОРОКОВ»
В 1762 году, проходя службу в Измайловском полку, Новиков был произведен в унтер-офицеры. Выйдя в отставку в чине поручика, он занялся журналистикой, решив с помощью печатного слова «воздействовать на нравы» общества. Известный историк Василий Ключевский писал: «В лице Новикова не служащий русский дворянин едва ли не впервые выходил на службу Отечеству с пером и книгой, как его предки выходили с конем и мечом».
В своих журналах «отец русской журналистики» пытался «врачевать общественные пороки»: преклонение перед Западом, ложь, казнокрадство, жестокость помещиков по отношению к крепостным. Первый сатирический журнал Новикова «Трутень» был закрыт из-за жалоб французского посла. Бойкое издание, выходившее в Санкт-Петербурге, настроило против Новикова многих придворных и светских галломанов. После закрытия «Трутня» увидели свет сатирические журналы «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек».
Сам Новиков не скрывал, что вдохновением для него стал выходивший с 1769 года журнал «Всякая всячина», с помощью которого императрица Екатерина II пыталась «дирижировать» общественным мнением в стране. Как всякое проправительственное издание, журнал выступал за сатиру в «улыбательном духе» против людских пороков вообще, не целясь ни в кого персонально. Екатерина II рекомендовала журналистам толковать о достоинствах правительства и не расписывать «дегтем» недостатки русской жизни. В итоге новиковская сатира пришлась не ко двору.
Вот, к примеру, как Новиков обрисовал нравы высшего общества, увлеченного всем иностранным: «Молодого российского поросенка, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и который, объездив с пользою, возвратился уже совершенною свиньею, желающие могут увидеть безденежно по многим улицам сего города».
НОВЫЕ ЖУРНАЛЫ И КНИГОТОРГОВЫЙ «ПЕРЕВОРОТ»
В петербургский период своей жизни Новиков также издавал первый русский научный журнал – «Санкт-Петербургские ученые ведомости». Свет увидели 22 номера, в которых Новиков попытался сблизить русскую литературу и науку с ученым миром Запада, а также показать заслуги отечественных писателей. Одновременно Новиков издавал и первый в стране философский журнал «Утренний свет», на страницах которого было много переводных философских трактатов. Весь доход от продажи журнала пошел на устройство и содержание в Петербурге первых народных училищ – Екатерининского при церкви Владимирской Божией Матери и Александровского при церкви Благовещения на Васильевском острове.
Новиков также выступил инициатором первого отечественного женского журнала, который получил название «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Перебравшись в Москву, Новиков создал и первый российский журнал для детей – «Детское чтение для сердца и разума». Причем редактировать его Новиков пригласил из провинциального Симбирска будущего автора «Истории государства Российского» Николая Карамзина.
В Москве Новиков развил бурную деятельность. Став редактором «Московских ведомостей», он сразу увеличил число подписчиков в семь раз – с 600 до 4 тысяч. Новиков создал первую в стране частную типографию на паях, которая печатала учебники и переводную литературу.
К этому времени Новиков осознал, что исправление нравов с помощью журналов потерпело неудачу. Среди причин – произвол властей и пассивность самих объектов сатиры, которые с любопытством читают о себе, а исправляться не торопятся. Тогда Новиков пришел к выводу, что просвещение возможно лишь через книгу, и задумал новый грандиозный проект.
Карамзин вспоминал, что до переезда Новикова из Петербурга в Москву было только две книжных лавки, которые продавали книг едва ли на 10 тысяч рублей в год. В руках Новикова оборот достиг сотен тысяч рублей. Цена книг при этом была невысокой. Новиков считал, что книга не предмет роскоши, так как чтение составляет одну из потребностей человека, и покупать их должны не только дворяне, но и купцы, чиновники, ремесленники и крестьяне.
Заслуга Новикова заключалась и в том, что он первым придумал сетевую книжную торговлю. Во многих губернских и уездных городах у Новикова были комиссионеры, продававшие его издания, – в Архангельске, Вологде, Казани, Пскове, Риге, Рязани, Симбирске, Смоленске, Тамбове, Твери, Туле, Ярославле, Коломне. Стараниями общественного деятеля были впервые изданы на русском языке произведения европейских классиков: Бомарше, Сервантеса, Мольера, Дефо, Свифта.
Как писал историк Василий Ключевский: «Новиковская книга стала проникать в самые отдаленные захолустья и скоро не только Европейская Россия, но и Сибирь начала читать». Талант Новикова позволил успешно реализовать в малограмотной стране «бизнес-проект», связанный с книгоиздательством.
РОКОВОЕ «БРАТСТВО»
Активная деятельность Новикова «подарила» ему завистников и конкурентов. Так, в 1784 году типография будет подвергнута ревизии из-за доноса о незаконном тиражировании и продаже дешевых учебников и букварей. Однако при проведении описи книг в типографии и книжных лавках ничего предосудительного найдено не было. Митрополит Платон, которому императрица поручила осуществить проверку религиозных убеждений книгоиздателя, заявил: «Молю всещедрого Бога, чтобы во всем мире были христиане таковые, как Новиков».
Кроме того, вслед за Екатериной II многие до сих пор обвиняют Николая Новикова в том, что он был масоном. Отношение к «вольным каменщикам» неоднозначно, и здесь большую роль сыграла таинственность, которой они себя окружили. Масонов подозревают в политическом заговоре, в желании ниспровергнуть устои общественной морали и безбожии. Но при этом в масонские ложи входили такие известные деятели, как Роберт Бернс, Джонатан Свифт, Иоганн Гете, Йозеф Гайдн, Вольфганг Моцарт, Шарль Монтескье, Джордж Вашингтон и Бенджамин Франклин.
Одним из первых русских «вольных каменщиков», достигших высших степеней, стал Александр Суворов. Он прошел посвящение в петербургской ложе «Трех звезд» в конце царствования Елизаветы Петровны. Любимый ученик Суворова – Михаил Кутузов прошел посвящение в 1779 году в ложе «Трех ключей». Объясняя свое стремление стать масоном, он указал, что ищет «сил для борьбы со страстями и ключа от тайн мира». За 30 лет масонского служения победитель Наполеона достиг высоких степеней и был принят во многих европейских ложах.
Масонами также были Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Александр Сумароков, Василий Баженов, Николай Карамзин, Петр Чаадаев. В ту эпоху масонские ложи исчислялись сотнями, а «вольные каменщики» – тысячами. В братстве состояли представители политической элиты, дипломаты, высшие офицеры.
В свое время Николай Новиков спрашивал барона Рейхеля, создателя ложи «Аполлона» в Петербурге, как отличить истинное масонство от ложного. Тот ответил: «Всякое масонство, имеющее политические виды, есть ложное». В 1792 году известный журналист и просветитель станет жертвой подозрительности стареющей императрицы. Екатерина II все свое царствование боялась дворцового переворота, и в итоге этот страх подтолкнул правительницу к запрету на масонские ложи в России, а также аресту самого деятельного из «братьев» – Николая Новикова.
Позднее Александр Пушкин скажет, что «Новиков двинул просвещение России на полвека вперед». Земляк современных ступинцев подготовил почву, на которой вырос и расцвел золотой век русской культуры. И сегодня дело Новикова живет в книгоиздательской и журналистской среде, а на его малой родине – в центре Ступина – в 2018 году открыли построенный на пожертвования памятник «ревнителю русского просвещения».
Автор: Павел Гладир