Более 110 школ и колледжей искусств Москвы обучают народному творчеству
РИАМО - 6 ноя. Московские школы искусств уделяют особое внимание устному и музыкальному народному творчеству. Более 11 тыс. школьников изучают их в столичных учебных заведениях, пишет пресс-служба департамента культуры города.
«Народному творчеству обучают в 112 школах и колледжах искусств. Ребята осваивают три направления: «Народные инструменты», «Музыкальный фольклор» и «Сольное народное пение». Одновременно они знакомятся с культурным наследием страны — сказками, играми, былинами, пословицами, узнают о традиционных ремеслах», - рассказала заммэра Москвы – глава аппарата мэра и правительства столицы Наталья Сергунина.
При поступлении в школу детям сразу предлагают на выбор сольное выступление или в ансамбле, а также множество инструментов - балалайку, домру, гусли, баян, аккордеон или гитару. Также юных певцов учат аккомпанировать себе, музыканты изучают танцы.
Преподаватель музыкального фольклора в детской музыкальной школе имени В. И. Сафонова Марина Еремина считает, что творчество является одним из способов познания своей истории, в которой люди нуждаются.
«Традиционная культура, передаваемая из уст в уста, от поколения к поколению, охватывает все аспекты жизни древних русичей: бытовой уклад, мировоззрение, отношение к семье. Исследуя, как жили наши предки, мы начинаем понимать их и самих себя. Фольклор открывает детям мир чувств, развивает мышление и воображение», - рассказала Марина.
Учащиеся направления «Музыкальный фольклор» часто специализируются на культуре конкретной местности, они выезжают вместе с преподавателями в экспедиции, где мастерству их обучают местные жители.
Ансамбль Марины Ереминой специализируется на традициях Липецкой области. Ученица Ереминой, 14-летняя вокалистка Анна Киршанкова, рассказала, что для нее творческие экспедиции являются любимой частью учебного процесса.
«Меня приводит в восторг, когда местные жители, бабушки и дедушки, услышав звуки гармони, начинают петь старинные песни. Благодаря экспедициям, у меня есть уникальная возможность познакомиться с красотой одежды и утвари тех времен. Мы узнаем о традициях от непосредственных носителей и сохраняем их», - отметила школьница.
Учащиеся занимаются несколько раз в неделю, существуют групповые и индивидуальные программы обучения, но в любом случае преподаватель ищет подход к каждому ученику.
Еремина считает, что ребят нельзя подогнать под универсальную форму, поскольку воспитание творческой личности требует соответствующего подхода.
«Наша задача — стать ребенку и учителем, и наставником, и другом. Кроме того, потенциал и цели у детей разные. Для кого-то незначительный, казалось бы, успех может быть победой, за которой стоит огромный труд», - подчеркнула преподаватель.
Обучение сольному пению проходит только в формате индивидуальных занятий: дети глубоко погружаются в традиционную культуру, постигают азы вокала и расширяют диапазон голоса.
Ребята исполняют не только народные песни, но и современные композиции в народном стиле. После учебы они могут стать эстрадными артистами.
Преподаватель сольного народного пения детской школы искусств имени Я.В. Флиера Наталья Лысенко отмечает, что некоторые воспитанники при взрослении начинают стесняться того, что исполняют народную музыку.
«Маленькие дети занимаются фольклором с удовольствием, но, когда подрастают, начинают испытывать стеснение, которое трудно преодолеть. Я объясняю им, что они не должны никому подражать, что им надо быть самими собой, а не как все. Если этот барьер с подростком пройдешь, он станет фанатом своего дела. Мне приятно, когда выпускники возвращаются в школу, рассказывают о себе, зовут на концерты», - рассказала Лысенко.
Ученица Натальи Лысенко, 11-летняя Светлана Соболева, подчеркивает, что народный вокал более свободный, в отличие от эстрадного. Народные песни интересные и энергичные в исполнении.
«Правда, сольное пение сложнее, нужно уметь управлять своим голосом. В ансамбле можно за кого-то «спрятаться», а если ошибешься один, публике будет слышно», - пояснила девочка.
Также стереотип о скудности репертуара прочно связан с народными инструментами. С этим не согласен Кирилл Лаврушкин, преподаватель игры на балалайке в детской музыкальной школе имени В. Я. Шебалина.
«Многие думают, что на балалайке играют лишь народные песни и частушки. Да, у нее всего три струны, но набор звуков очень богат. Балалайка звучит в театральных постановках и операх, современные композиторы включают ее в произведения, даже джазовые. Если привить ребенку любовь к инструменту и наладить контакт, он достигнет успехов», - объяснил преподаватель.
В 2023 году ученик Лаврушкина, Василий Колосов, поступил в музыкальное училище имени Гнесиных. Преподаватель гордится раскрытым талантом своего ученика, а тот благодарен наставнику. Колосов отметил, что Лаврушкин верил в него и искренне желал ему побед.
«Перед концертом говорили: играй для себя, а не для того, чтобы впечатлить публику. Это помогало справиться с волнением. Такие чуткие педагоги и позволяют достигнуть вершин», — уверен Василий.
Студент подчеркнул, что школы и колледжи искусств постоянно организуют концерты, где ученики могут продемонстрировать свои способности.
В год культурного наследия народов России (2022 год) состоялся концерт «Виват фольклор!» в рамках недели московских школ искусств на ВДНХ. Также на большом фестивале школ искусств в том же году учащиеся народных направлений выступали в концертном зале «Зарядье».
Юные дарования участвуют и в конкурсе грантов мэра Москвы в сфере культуры и искусства: в этом году гран-при завоевала исполнительница на балалайке Анна Батова, ученица школы имени В.Ф. Одоевского, а в 2022 году - русский народный оркестр колледжа московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке.
Педагоги отмечают, что все ребята упорно трудятся вне зависимости от того, хотят ли они стать профессиональными артистами и стремятся ли они к славе.
Брат Василия Колосова, 11-летний Петр, также учится игре на балалайке в школе имени В.Я. Шебалина. Он является лауреатом второй и третьей степеней всероссийского фестиваля «Александр Цыганков и Андрей Горбачев приглашают». Музыка для него является больше увлечением, чем основной деятельностью, но при этом она помогла побороть застенчивость.
Преподаватель Лысенко отмечает, что народное творчество развивает в детях индивидуальность, поскольку для завоевания внимания людей нужно уметь отличиться.
«Это требует огромной работы над собой. И когда это получается, дети обретают уверенность, их самооценка повышается», - подытожила педагог.