Заслуженный пилот России рассказал, что привело к гибели отечественной авиации
РИАМО – 7 дек. После прихода к власти бывшего президента СССР Михаила Горбачева финансирование конструкторских бюро и заводов по выпуску гражданских самолетов прекратилось, сообщил РИАМО заслуженный пилот России Юрий Сытник.
7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации. Задача этого праздника – рассказывать общественности о вкладе гражданской авиации в экономическое и социальное развитие государств.
«Нашу гражданскую авиацию чиновники с удовольствием гнобили, где-то начиная с 90-х годов. Собственно, после прихода к власти Горбачева, уже тогда финансирование конструкторских бюро, заводов - все прекратилось, а просто еще выживать никто не научился, поэтому закат и произошел. Такие самолеты, как Ту-204, попали в неудобное время, потому что первый полет в 1989 году он выполнил в Жуковском, потом Ту-334, потом модернизация Ил-86 на новых двигателях – все это утонуло и упало», – рассказал Сытник.
Он добавил, что такому повороту событий сопротивлялись некоторые военные, которые не дали все окончательно развалить.
«Потом, когда пришли эти молодые сопляки, типа Гайдаров, Немцовых, Чубайсов и прочих, у этих вообще другая задача была: уничтожить военный и гражданский авиапром. Но военные тут сопротивлялись – не дали. Там есть несколько командующих, например, командующий военно-транспортной авиацией Ефанов Вячеслав Васильевич. Он не дал развалиться строительству Ил-176», – рассказал заслуженный пилот России.
Сытник уточнил, что при всех своих недостатках Горбачев понимал, что армия нужна, поэтому заводы были сохранены.
«Вот когда (бывший президент РФ Борис – ред.) Ельцин уже пришел к власти, то все финансирование и конструкторских бюро, и лабораторий, и испытательных институтов – все было прекращено. В конце концов мы не стали делать гражданские самолеты вообще. Нам обещали, что мы будем летать на Boeing, Airbus, Embraer, на чем угодно, но только не на российских самолетах. Все, потому что у нас расходы топлива большие, выбросы несгоревшего керосина и все прочее», – пояснил эксперт.
Влияние санкций
Летчик считает, что Россия осталась без заводов, которые выпускают комплектующие детали, без двигателей и без самолетов российского производства.
«Когда произошел раскол в мире, <…> нам прекратили поставки сначала американских Boeing, а потом Airbus. Так получилось, что в связи со специальной военной операцией на Украине нам обрезали и обслуживание этих машин, и поставку запасных частей. И даже полеты запретили многие, как сейчас и въезд запрещают какие-то карликовые страны, вроде Прибалтики, Польши», – разъяснил специалист.
Перспективы
Сытник скептично отнесся к заявлениям, что к 2030 году появится более 1 тыс. самолетов отечественного производства.
«Самолеты российского производства Sukhoi Superjet 100, МС-21 и Ту-214, Ил-114, Ил-96 – ничего этого не будет. Единичные экземпляры, которые выпускаются, это, дай бог, чтобы конструкторское бюро и технологи хотя бы наработали правила, потом создали условия для создания новых типов двигателей, новых самолетов. Не совсем они будут новые. Будут семейства Ту-204 и Ту-214 развиваться», – отметил эксперт.