РИА Новости: РФ сокращает скидки на нефть из‑за успеха на азиатском рынке

РИА Новости: РФ сокращает скидки на нефть из‑за успеха на азиатском рынке
Экономика

РИАМО - 17 июл. Азиатский рынок стал ключевым для России в плане экспорта нефти. Изначально сырье продавали с большим дисконтом. Однако сейчас РФ закрепилась на рынке, и дисконт начали сокращать. Об этом сообщает РИА Новости.

Недавно дисконт для Индии был сокращен в семь раз.

Такой поворот событий объясняется изменением потребностей на глобальном рынке сырья. В прошлом году около 40 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов были перенаправлены с западных рынков на восточные, прежде всего в Индию и Китай. По данным Times of India, Россия стала крупнейшим экспортером нефти в Индию в финансовом году 2022-2023, увеличив объем поставок в 19 раз до 41 миллиона тонн.

Изначально, чтобы закрепиться на новых рынках, Россия предоставила азиатским покупателям существенные скидки. Однако, похоже, этот «пробный период» закончился. Ссылки на источники Times of India показывают, что Москва снизила скидку на сорт Urals с почти 30 долларов за баррель до менее четырех.

Доминирование на рынке

Россия удерживает крепкую позицию на индийском рынке, определенно оставив своих конкурентов позади. Фактически, по утверждению Vortexa, в мае импорт из России преобладал над совместными показателями Саудовской Аравии, Ирака, ОАЭ и США, достигнув 1,96 миллиона баррелей в день - рост на 15% по сравнению с апрелем.

Это составило почти 42% всего локального рынка нефти - наивысшая доля, которую когда-либо демонстрировала отдельная страна за последние несколько лет. В то же время участники ОПЕК показали рекордно низкие 39%.

Аналитики связывают отказ от предыдущих скидок с переориентацией торговых механизмов. В прошлом продавцы нефти предоставляли значительные скидки, а производители устанавливали фрахтовые тарифы между 11 и 19 долларами из портов Балтийского или Черного морей. Стандартная цена за марку Urals достигала 58-59 долларов, что было ниже установленного «Большой семеркой» максимума в 60 за баррель, объясняет специалист по стратегическим исследованиям из Total Research Николай Вавилов.

В настоящее время котировки начинают расти, а конкуренция в секторе морских грузоперевозок усиливается. Логистические проблемы уже не так важны.

Слабость санкций

Вавилов отметил, что европейские и греческие собственники судов больше не опасаются риска попадания под санкции за перевозку российской нефти при цене, превышающей установленный потолок. В результате количество танкеров, готовых к перевозке нагрузки, достаточно велико. А поскольку дефицита нет, то, согласно законам рынка, стоимость фрахта падает.

С начала февраля стоимость фрахта упала на 35-40%, сообщает директор центра экономической экспертизы института государственного и муниципального управления (ИГМУ) НИУ ВШЭ Марсель Салихов. При этом растет «теневой флот», и рынок постепенно приспосабливается к новому ценовому потолку.

Эксперты обращают внимание и на то, что санкции, наложенные на Россию Западом, и введенный ими ценовой потолок практически не оказали влияния на экспорт российских товаров в Азию. Это объясняется тем, что Россия и Индия осуществляют свои расчеты в национальных валютах, что позволяет им обходить третьи страны и проводить все торговые операции напрямую.

Россия может свободно продавать нефть и другие товары независимо от финансовых ограничений и требований зарубежных банков. Также следует отметить, что часть российской нефти все равно продается в Европу, и эти сделки проводятся по рыночным ценам.

В настоящее время цена на нефть марки Urals с доставкой в порт Новороссийска 12 июля превысила 60 долларов за баррель. По мнению Bloomberg, если этот тренд сохранится, то Москва сможет сделать заявление о своей победе, демонстрируя, что Россия способна независимо поставлять товары по всему миру без участия западных компаний.