Эксперт: россияне голосуют рублем в пользу маркетплейсов, а не «Почты России»

Эксперт: россияне голосуют рублем в пользу маркетплейсов, а не «Почты России»
Экономика
Алексей Майшев

Фото - © Алексей Майшев/РИА Новости

РИАМО – 19 фев. Вместо того, чтобы улучшить качество и увеличить ассортимент услуг, руководство «Почты России» решило воспользоваться тем, что 100% акций принадлежат государству, и пролоббировать схему, которая работает уже много лет в системе телекоммуникаций. Об этом сообщила РИАМО директор ИЭФ ГУУ, д. э. н. Галина Сорокина.

Ранее стало известно, что Совет Федерации вернулся к идее взимания с маркетплейсов инфраструктурного платежа в пользу «Почты России» и подготовил законопроект о его введении.

Государственное субсидирование «Почты России» было отменено в 2014 году, и в 2022 году предприятие впервые за 10 лет показало убытки, что в принципе логично, говорит эксперт.

До начала пандемии «Почта России» занимала лидирующие позиции по доставке грузов. Конкуренты предлагали услуги значительно дороже, плюс доступность сети почтовых отделений была не сравнима ни с одной логистической организацией.

Пандемия дала толчок развитию интернет-торговли, и многие компании, воспользовавшись сверхприбылями, нарастили свои мощности, отказавшись от посредничества «Почты России», создали свою сеть офисов получения товаров, объясняет Сорокина.

«С учетом давно критикуемого качества предоставляемых услуг "Почтой России" потребители стали "голосовать рублем" явно не в пользу общеизвестного гиганта. Причем, как бы ни критиковали известные маркетплейсы, они, применяя жесткие требования к персоналу, добились качества предоставляемых услуг выше, чем у "Почты России"», – комментирует ситуацию экономист.

В результате «Почта России» потеряла большой объем товарооборота, а с учетом того, что активы компании в виде сети отделений связи никто не позволит уменьшать, то расходы значительно стали превышать снизившиеся доходы.

Сбор с маркетплейсов

Вместо того, чтобы улучшить качество и увеличить ассортимент предоставляемых услуг, руководство «Почты России» решило воспользоваться тем, что 100% акций акционерного общества принадлежат государству, и в отношении маркетплейсов пролоббировать схему, которая работает уже много лет в системе телекоммуникаций, говорит Сорокина.

Речь идет о фонде универсального обслуживания, который нацелен на устранение «цифрового неравенства» и обеспечение равных возможностей по доступности связи в малых городах, деревнях и селах. Для пополнения фонда операторы сети связи общего пользования ежеквартально отчисляют в фонд 1,2% своего дохода от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, объясняет эксперт.

Доступ к средствам фонда имеет «Ростелеком», который на эти средства проводит в малые города, деревни и села связь и интернет. Существующей инфраструктурой могут пользоваться все операторы, что позволяет снизить расходы каждого оператора на строительство своих вышек сотовой связи и интернет-усиления.

Однако в случае инфраструктурного сбора с маркетплейсами никакой общей инфраструктуры не предусматривается, подчеркивает Сорокина.

Предлагаемый сбор в размере 0,5% от квартального оборота маркетплейса планируется использовать на погашение убытков на содержание офиса почтовой связи в деревнях и селах. Причем крупные маркетплейсы уже предусмотрели доступность своих услуг посредством организации доставки товаров и с каждым годом площадь покрытия услуг растет, отмечает эксперт.

«Введение инфраструктурного сбора просто увеличит стоимость товаров на интернет-площадках. В этой связи разумным видится не обложение дополнительными сборами бизнеса, а объединение государственных структур в малых поселениях, а также диалог и разумная коллаборация бизнеса и государства для обеспечения равного доступа к логистическим услугам», – полагает экономист.