Эксперт объяснила, как Mars и Nestle могут снизить цену на корма для животных

Эксперт объяснила, как Mars и Nestle могут снизить цену на корма для животных
Экономика

Фото - © Пресс-служба министерства инвестиций и инноваций Московской области

РИАМО – 11 мар. Российский рынок кормов для кошек и собак обладает высоким потенциалом: он ежегодно растет на 20%. Компании Mars и Nestle суммарно занимают 73,1% рынка кормов для собак и кошек по итогам 2023 года. Когда они заявляют о том, что намерены снизить цены на продукцию, то, маловероятно, чтобы они сделали это за счет прибыли или расходов на рекламу, заявила РИАМО доцент кафедры институциональной экономики ИЭФ ГУУ, к.э.н. Светлана Сазанова.

По ее словам, российский рынок кормов для собак и кошек представляет собой доминирование двух компаний – Mars и Nestle – при наличии конкуренции среди мелких производителей на оставшихся 26,9% рынка. Стратегия ценообразования на таком рынке представляет собой «гонку за лидером»: компании-монополисты играют «первую скрипку» в ценовой политике, а остальные компании следуют за ними, подчеркивает эксперт.

Компания-монополист всегда устанавливает цену на уровне выше минимальных средних издержек и поэтому получает монопольную прибыль, которая ей необходима для развития, совершенствования продукции, а также для покрытия издержек, свойственных крупным компаниям (управленческие и др. - ред.), объясняет Сазанова.

Но часто компании-монополисты подменяют действительные инновации лишь небольшими улучшениями или даже их имитацией. Проще всего это сделать на рынках пищевых продуктов и кормов для животных, потому что спрос на такие продукты достаточно консервативен и масштабные капиталоемкие инновации фактически не требуются.

«Покупая продукцию монополиста, потребитель фактически оплачивает не более высокое качество продукции, а более высокое качество ее рекламы на телевидении, в социальных сетях и т.п. Предполагаю, что снижать цену кормов Mars и Nestle будут как раз за счет качества, а не за счет прибыли и/или сокращения расходов на рекламу. Ведь именно высокие расходы на рекламу позволяют монополисту полнее реализовать свою рыночную власть и убедить потребителя купить его продукцию по более высокой цене», – считает Сазанова.

По ее мнению, развитие конкуренции на рынке кормов для собак и кошек возможно и необходимо, тем более что первоначальные затраты окупаются за полгода-год. Российские производители предлагают корма по качеству не уступающие продукции Mars и Nestle, но консерватизм потребителей и навязчивая реклама монополистов ограничивают возможности роста их доли на рынке, уверена эксперт.

«Поддержка конкуренции на рынке кормов положительно отразится на цене готовой продукции», – резюмирует эксперт.