Эксперт: названа причина дефицита топлива для уборочной и посевной кампании в РФ
РИАМО – 7 сен. Катастрофа, грозящая стране из-за дефицита топлива для уборочной и посевной кампаний, о которой накануне заявил министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев, вызвана стремлением нефтеперерабатывающего бизнеса продавать топливо на экспорт по более выгодным ценам, заявила РИАМО директор Института экономики и финансов, профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений, доктор экономических наук Галина Сорокина.
По ее мнению, рост стоимости бензина и дизельного топлива действительно создал риски не только для логистики внутри страны, но даже и для уборочной и посевной кампании. Проблема усугубилась снижением уровня поставки топлива на российские АЗС, особенно в южные регионы, которые, являясь традиционной российской житницей в летне-осенний период, повышенно потребляют топливные ресурсы, тем более в сложившейся ситуации, когда на южные направления России идет значительный автомобильный пассажиро- и грузопоток.
И тут стоит разобраться в тонкостях нефтеперерабатывающего бизнеса, считает экономист.
«Большинство нефтеперерабатывающих компаний включены в структуру вертикально-интегрированных нефтяных компаний, то есть холдингов взаимозависимых компаний полного цикла, начиная от добычи нефти, заканчивая ее переработкой и реализацией. Формально это самостоятельные публичные акционерные общества, обладающие полной автономией и свободой действий, как на внутреннем, так и внешнем рынке, действующие в своих сугубо коммерческих интересах», – объясняет эксперт.
То есть, в условиях, когда стоимость бензина в России по состоянию на начало недели составляла 0,57 доллара США, а стоимость бензина, например, в Бразилии составляет 1,18 доллара, Грузии - 1,61, Греции - 2,14, компании выгодно реализовывать произведенный бензин в эти страны. Тем более, что средняя цена за литр бензина на мировом рынке составляет 1,35 доллара. А с учетом роста курса доллара в стране и недовольством населения по поводу роста цен на бензин, компании не могут резко повышать стоимость топлива в стране, а просто переориентируют товарные потоки в сторону более выгодных альтернатив, добавила Сорокина.
Государство пытается регулировать нефтяной рынок посредством демпфирующего механизма, что значит, если цены на мировом рынке становятся более выгодными, чем продажи на внутреннем, то государство компенсирует нефтеперерабатывающим компаниям разницу, если цены на топливо в России оказываются более выгодными, чем на мировом рынке, то уже компании платят в российский бюджет.
«Однако с целью оптимизации расходов государство начинает сокращать квоты на функционирование демпфирующего механизма, что нефтеперерабатывающие компании воспринимают как сигнал к увеличению экспорта», – отмечает экономист.