Экономист считает адекватной реакцией бизнеса планы компаний повысить отпускные цены

Экономист считает адекватной реакцией бизнеса планы компаний повысить отпускные цены
Экономика

РИАМО - 9 ноя. Планируемое крупными компаниями повышение отпускных цен выглядит вполне адекватной реакцией бизнеса на происходящие события: нестабильность курса рубля, повышение ключевой ставки, рост стоимости финансирования по вполне понятным причинам заставляют производителей думать о повышении цен, заявила РИАМО декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ Екатерина Безсмертная.

Ранее стало известно, что доля крупных российских компаний, планирующих повысить отпускные цены в четвертом квартале, достигла 23%, почти на 10 процентных пунктов превысив результат по итогам предыдущего (13,7%). Об этом говорится в результатах ежеквартального мониторинга Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), с которыми ознакомился РБК.

Эксперт отметила, что повышение отпускных цен ведет к росту заработных плат, что приводит к новому ценовому витку и запуску инфляционной спирали, борьба с раскручиванием которой вынуждает Банк России применять соответствующие инструменты денежно-кредитной политики.

По словам Безсмертной, результаты данного мониторинга РСПП – это оперативная оценка компаниями текущих рыночных условий, отражение тех проблем, которые представляются сегодня наиболее актуальными.

«Сегодня уже сложно представить, а ведь еще в июне 2022 года основной угрозой развитию частного бизнеса, обсуждаемой на очередном съезде РСПП, представлялось неконтролируемое укрепление рубля. Прошло совсем немного времени, и турбулентность рыночных условий сейчас вынесла на поверхность совсем другие проблемы», – оценила ситуацию экономист.

Повышение цен в качестве одной из мер повышения эффективности работы в 2023 году выбрали 23% респондентов. Если сравнивать этот показатель с июльским, когда такой же ответ дали лишь 14% опрошенных, то наблюдаемой рост, по мнению Безсмертной, действительно представляется существенным.

«Но, если обратиться к результатам аналогичного опроса, проведенного по итогам 2022 года, цифра не выглядит такой уж критичной: в январе 2023 г. так ответили 20% респондентов», – напомнила эксперт.

Она отметила, что в целом повышение цен как мера повышения эффективности работы среди респондентов занимает далеко не первое место: так, на шесть процентных пункта по сравнению с апрельскими результатами текущего года повысилась популярность ответа «Сокращение расходов», составив 72%. Чаще респонденты стали выбирать и такие варианты как «Реализация программ по внедрению энергосберегающих технологий», «Сохранение/увеличение объемов инвестирования».