Экономист предложил увеличить господдержку производителей для снижения цен яиц
РИАМО – 1 дек. Предложение ФАС добровольно ограничить наценки на куриные яйца до 5% крупнейшим ретейлерам – это нерыночная мера, и крупные торговые сети к этому не готовы, заявил РИАМО доцент департамента экономической теории, ведущий научный сотрудник института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин.
Ранее Федеральная антимонопольная служба направила крупным ретейлерам письмо с предложением добровольно ограничить наценки на куриные яйца до 5% до марта 2024 года. Получение письма уже подтвердили в торговых сетях «Чижик», «Пятерочка» и «Перекресток».
«5% – это очень маленькая наценка, поэтому ретейлеры будут не готовы одобрить предложение ФАС. Более того, выполнить его в условиях растущей инфляции будет нереально», – утверждает Морковкин.
Он отметил, что наценка на продукты во всех регионах разная, и если в Московском регионе ее еще можно ограничить, то на Урале, Крайнем Севере и в Сибири придерживаться лимита в 5% просто невозможно, поскольку в этих макрорегионах затраты на транспортировку в разы больше, чем в европейской части России.
Принудительное же ограничение наценки может, по мнению эксперта, привести к дефициту яиц в магазинах.
«Если ретейлеры согласятся с предложением ФАС, это приведет лишь к временной заморозке цен, но потом производители так или иначе наверстают потерянные доходы дальнейшим взвинчиванием цен, причем очень резким», – полагает собеседник.
Он прогнозирует, что после обсуждения данного вопроса с компаниями ФАС увеличит лимит наценки для яиц до 15-20%.
Морковкин считает, что регулировать цены нужно с помощью рыночных, а не административных механизмов.
«Государство должно увеличить поддержку предприятий АПК, чтобы стимулировать фермеров и агрохолдинги увеличивать производство кур. Тогда и вырастет предложение продукции, а значит, и цены на яйца будут снижаться», – уверяет экономист.
По его словам, стоимость яиц на полках магазинов сильно увеличилась из-за роста затрат производителей и ретейлеров, в частности, подорожания логистических услуг и повышения зарплат сотрудников.