Аналитик назвал необоснованным требование ФАС снизить цены на топливо на АЗС

Аналитик назвал необоснованным требование ФАС снизить цены на топливо на АЗС
Экономика

РИАМО - 5 окт. Требование ФАС снизить цены на топливо на заправках необоснованно, поскольку сейчас нефтяные компании и независимые АЗС продают еще тот бензин и дизель, который был куплен на бирже по высоким ценам еще до введения запрета на экспорт нефтепродуктов. Об этом заявил РИАМО ведущий аналитик фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Он считает, что цены на АЗС и без того бы снизились, но постепенно: это заняло бы месяц-полтора.

Юшков напомнил, что после введения запрета на экспорт бензина и дизеля цены на топливо заметно упали на бирже вплоть до 20%.

Однако простым людям, по его словам, совершенно неинтересно, что происходит на бирже – им важно, сколько стоит топливо на АЗС, когда они заправляются.

«Поэтому сейчас правительство пытается снизить цены в трех сегментах: на бирже, в мелком опте и на АЗС. Для достижения этой цели оно подключило ФАС, которая просто требует в ручном режиме снизить стоимость топлива, прикрываясь аргументом о нарушении закона о защите конкуренции», – прокомментировал новость эксперт.

Он подчеркнул, что сначала компании продадут на АЗС то топливо, которое они купили по высоким ценам, и только после этого смогут приступить к реализации бензина и дизеля, купленного на бирже совсем недавно по сниженным тарифам. Правительство же подгоняет нефтяников: оно хочет, чтобы стоимость топлива на АЗС упала прямо сейчас.

По мнению Юшкова, подчиниться требованию ФАС сейчас – это большой удар по компаниям, и прежде всего по независимым владельцам АЗС, которые зачастую продавали топливо на заправках дешевле, чем покупали оптом, когда цены начали расти. Они не всегда решались поднять цены в рознице, поскольку это грозило оттоком автомобилистов на соседние заправки, принадлежащие вертикально интегрированным компаниям (ВИНК), где цены на топливо были ниже.

«Вертикально же интегрированные компании еще, может быть, смогут смириться с требованием ФАС, поскольку для них важно, чтобы власти разрешили экспорт нефтепродуктов. А правительство, по всей видимости, увязывает эти два вопроса и рассуждает следующим образом: если цены на топливо снизятся не только на бирже, но и на АЗС, и в мелком опте, то временный запрет на экспорт можно отменить», – полагает аналитик.

Однако, по его мнению, снижение цен на топливо на внутреннем рынке – это не единственное условие для снятия запрета на экспорт топлива.

«Государство должно договориться с компаниями о том, как будет определяться цена на бензин и дизель в дальнейшем. Пока таких договоренностей нет: буквально на днях правительство обсуждало возможность повышения демпферных выплат, но никакого решения не приняло. Только урегулировав эти вопросы, можно ожидать, что внутренний рынок начнет функционировать в нормальном режиме», – резюмирует Юшков.

Ранее стало известно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила вертикально-интегрированным нефтяным компаниям и независимым АЗС письмо о необходимости снизить стоимость реализации нефтепродуктов.