Период охлаждения по кредитам и в страховании: что нужно знать

Что нужно знать о периоде охлаждения по кредитам и в страховании
Шпаргалки

Фото - © Игорь Низов / Фотобанк Лори

Что такое период охлаждения, зачем он нужен и как им правильно пользоваться, читайте в материале РИАМО.

Что такое период охлаждения и зачем он нужен

Фото - © Владимир Разгуляев / Фотобанк Лори

Период охлаждения — это время, в течение которого потребитель имеет право отказаться от покупки товаров или услуг (если сочтет их ненужными) и потребовать обратно потраченные средства либо расторгнуть кредитный или страховой договор без каких-либо отрицательных последствий и материальных потерь для себя.

Введение периода охлаждения призвано защитить граждан от необдуманных импульсивных действий, навязанных услуг и поступков, которые совершаются под давлением злоумышленников.

Что такое период охлаждения по кредиту

Фото - © Татьяна Т / Фотобанк Лори

В настоящее время потребители банковских услуг имеют право в течение 14 дней вернуть банку кредит. Если речь идет о кредите на определенную цель (целевой кредит), то срок составляет 30 дней. Подчеркнем, что действие периода охлаждения не распространяется на ипотечные кредиты и средства на ведение бизнеса.

Какие новые нормы в законе о периоде охлаждения по кредиту будут введены с 1 сентября 2025

С 1 сентября 2025 года получить деньги по кредиту или займу от 50 тысяч до 200 тысяч рублей можно будет только через четыре часа после заключения договора. Если сумма превышает порог в 200 тысяч рублей, то средства перечислят не раньше чем через 48 часов.

«Период охлаждения не будет устанавливаться для кредитов и займов до 50 тысяч рублей, а также для ипотечных и образовательных кредитов, автокредитов (при условии, что деньги зачисляются сразу на счет автодилера), кредитов на рефинансирование ранее взятых обязательств, если это не приведет к увеличению их размера. Покупка товаров (услуг) в кредит без периода охлаждения станет возможна только при личном присутствии потребителя в магазине или организации. Отсрочка также не коснется кредитов и займов, если обязательство по договору принимают несколько созаемщиков или у заемщика есть поручители», — сообщает ЦБ.

Какие шаги нужно предпринять, чтобы отказаться от кредита, пока действует период охлаждения

Если человек передумал брать кредит в течение периода охлаждения, ему нужно:

  1. Составить и направить в банк соответствующее заявление.
  2. Оплатить проценты (если таковые успели набежать).
  3. Оформить справку об отсутствии задолженности.

Что такое период охлаждения в страховании

Фото - © Самохвалов Артем / Фотобанк Лори

Период охлаждения в страховании действует только для физических лиц в добровольных видах страхования: при страховании жизни, здоровья, недвижимости, транспорта, от несчастных случаев, гражданской ответственности за вред третьим лицам и финансовых рисков.

В каких случаях период охлаждения при страховании не действует

Период охлаждения в страховании не предусмотрен:

  • При страховании российских граждан, выезжающих за границу.
  • При страховании профессиональной ответственности и гражданской ответственности автовладельцев в международных системах страхования («Зеленая карта»).
  • При страховании имущества по ипотеке и предмета залога при залоговом кредите.
  • Если уже наступил страховой случай и компания-страховщик его урегулировала.

Соглашение ОСАГО можно расторгнуть в любое время, однако гражданин получит только часть средств — пропорционально сроку действия страховки. То есть как таковой период охлаждения здесь тоже не предусмотрен.

Как отказаться от договора страхования в период охлаждения

Чтобы отказаться от договора страхования, нужно проинформировать страховую компанию, написав соответствующее заявление.

Конкретная процедура будет зависеть от страховой программы, приобретенной клиентом. Компания должна ответить в срок, не превышающий 10 рабочих дней.

Следует помнить, что иногда отказ от страховки может влиять на размер процентной ставки по кредиту, если это оговорено в договоре.

Банк или страховая компания отказываются вернуть деньги: что делать

Фото - © Фотобанк Лори

Если банк или страховая компания отказываются вернуть деньги, то у граждан есть право обратиться с жалобой непосредственно к руководству организации. Если это не сработает, то нужно жаловаться в Банк России или Роспотребнадзор. Срок рассмотрения обращений в этих ведомствах составляет 30 дней. Кроме того, существует возможность подать иск в суд, приложив все документы, имеющие отношение к делу.