Как жителям Московской области получить соцработника
Какие социальные услуги можно получить бесплатно и куда нужно обращаться, читайте в материале РИАМО.
Категории граждан, имеющие право на соцработника
В трудной ситуации, из-за тяжелой болезни или пожилого возраста, может оказаться каждый, но не все имеют право на бесплатную помощь социального работника.
На бесплатные услуги соцработника могут претендовать следующие категории граждан:
- имеющие среднедушевой доход меньше или равный полуторной величине прожиточного минимума, установленного в регионе для пенсионеров (например, в первом квартале 2018 года в Московской области он установлен на уровне 9071 рубль х 1,5 = 13606,5 рублей);
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним;
- несовершеннолетние лица;
- лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
К лицам, нуждающимся в помощи социального работника, не относятся безработные граждане.
Остальным гражданам за услуги соцработника придется платить. Тариф на социальные услуги не может превышать 50% от суммы, равной среднедушевому доходу семьи минус 1,5-кратная величина прожиточного минимума. Предоставление услуг в стационарной форме стоит дороже, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя.
Как подмосковным льготникам получить бесплатный проезд в Москве>>
Список документов
В Подмосковье эта сфера услуг регулируется Законом Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области».
Пакет документов стоит уточнить при обращении в Центр социального обслуживания по месту регистрации, адреса ЦСО можно найти на сайте.
- документ, удостоверяющий личность (паспорт либо свидетельство о рождении – для несовершеннолетнего);
- документ, подтверждающий факт того, что человек действительно нуждается в социальном обслуживании;
- документ, содержащий сведения об обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизни гражданина (справка о смерти единственного дееспособного родственника, лишении жилья и т.д.);
- документ, подтверждающий обстоятельства, объективно препятствующие выполнению членами семьи или родственниками обязанностей по уходу за неспособным к самообслуживанию гражданином (в случае обращения гражданина, проживающего в семье или при наличии у него близких родственников);
- медицинская справка о состоянии здоровья гражданина, подтверждающая, что нет противопоказаний к получению соцпомощи;
- заключение врачебной комиссии психоневрологического диспансера или больницы с развернутым диагнозом и указанием рекомендованного типа организации социального обслуживания (для стационарной формы социального обслуживания);
- сведения о доходах гражданина и членов его семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих обращению за помощью;
- справка об инвалидности (если есть);
- доверенность, если оформлением услуг занимается третье лицо.
Если обратившийся получает только пенсии и социальные пособия, то справку о доходах брать не нужно, это должны сделать сами работники соцзащиты.
Каждое обращение рассматривается индивидуально, поэтому органы социальной защиты могут потребовать еще какие-то справки.
Сроки рассмотрения заявки
Как правило, на рассмотрение обращения требуется 10 календарных дней.
После получения пакета документов комиссия составляет индивидуальную программу, в которой определяется перечень предоставляемых услуг, периодичность и сроки их оказания.
При оформлении социальной помощи сотрудник социального центра предоставляет специальную форму, по которой пишется заявление на получение помощи.
Договор может быть заключен на определенный срок или бессрочно. Если в документе об оказании услуг не прописана дата окончания договора, то его даже не потребуется продлевать в конце года. Если ни одна из сторон письменно не уведомила другую о прекращении оказания услуг, они автоматически продлеваются на следующий календарный год.
Какие услуги можно получить
Как рассказала ведущий юрист Европейской юридической Службы Анна Кудрявцева, по закону, нуждающиеся граждане могут получить помощь в приеме пищи, уборке жилого помещения и мест общего пользования, предоставлении гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья или в силу возраста полностью или частично самостоятельно осуществлять за собой уход и т. д.
Посещать подопечного соцработник должен по мере необходимости, в отдельных случаях предусмотрено ежедневное посещение (кроме выходных дней).
- соцработник должен доставить подопечному по его просьбе продукты, лекарства, промтовары и т. п. В данном случае действует определенная норма: за один раз доставка не может превышать предельный вес, для одного человека – не более 4 кг, для семьи из двух человек – не более 6 кг, для семьи из трех человек – не более 9 кг.
- помощь в приготовлении или полноценное приготовление пищи, кормление людей с ограниченными физическими возможностями.
- помощь в уборке или ремонте жилища.
- сдача вещей в починку, стирку и химчистку.
- санитарно-гигиеническая помощь.
- помощь в оформлении и заполнении документов.
- сопровождение на прогулках в общественных местах.
В каких случаях могут отказать
Отказать в оказании социальной помощи могут, но делать это должны на законных основаниях. Например, если:
- предоставленные документы не соответствуют действительности.
- если обратившийся не является одиноким и проживает в семье с трудоспособными родственниками.
- если отсутствует медицинская справка о состоянии здоровья.
- если имеются вирусные заболевания, туберкулез, инфекционные заболевания.
- если присутствует тяжелое психическое расстройство и агрессивность подопечного.
- если у обратившегося хронический алкоголизм или наркомания.