Как получить электронную подпись в Подмосковье

Как получить электронную подпись в Подмосковье
Шпаргалки

Обозреватель РИАМО разобралась, какие виды электронных подписей существуют и в каких случаях они применяются.

Что такое электронная подпись

Электронная подпись (ЭП) – это цифровой аналог подписи человека, которая позволяет идентифицировать гражданина или юрлицо без его личного присутствия. С ее помощью можно получить ряд государственных и муниципальных услуг в рамках электронного документооборота.

Использование, сфера применения и способы получения цифровой подписи регламентируются Федеральным законом № 63 «Об электронной подписи».

В зависимости от степени защиты и области применения различают три вида электронной подписи:

- простая электронная подпись;

- усиленная неквалифицированная электронная подпись;

- усиленная квалифицированная электронная подпись.

Как жителям Подмосковья получить документы из МФЦ на дом>>

Простая электронная подпись

Это самый простой вариант электронный подписи, состоящий из набора символов и паролей, которыми подтверждается факт формирования подписи определенным лицом. Простая электронная подпись служит для подтверждения того, что документ исходит от данного лица, при этом она не имеет юридической силы собственноручной подписи.

Простой электронной подписью является, например, комбинация логина и разового пароля, который приходит по СМС, для подтверждения операции в онлайн-банке.

Простая электронная подпись чаще всего применяется для получения доступа к возможностям Единого портала госуслуг.

Как оплатить налог на имущество>>

Усиленная неквалифицированная ЭП

Усиленная неквалифицированная электронная подпись, в отличие от простой, обладает дополнительными признаками криптозащиты: ключом проверки и подтвержденными средствами электронной подписи. Однако и она не является полным аналогом собственноручной подписи.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись лишь подтверждает факт подписи определенным лицом и то, что документ не был изменен. Чтобы такая подпись была признана собственноручной, с ведомством необходимо заключить соглашение и документально подтвердить свою личность. Например, чтобы получить доступ в личный кабинет налогоплательщика физлицу необходимо прийти в отделение ИФНС и получить лично регистрационную карту – с первичным паролем и логином.

Такой вид подписи может быть использован при оформлении документов, не требующих наличия печати, и имеет ограниченное действие, поскольку признается только определенным ведомством.

Усиленная квалифицированная ЭП

Усиленная квалифицированная электронная подпись – это полный аналог собственноручной подписи. Она отличается от неквалифицированной тем, что для ее создания используются средства криптографической защиты информации, сертифицированные ФСБ РФ.

В нее входят два элемента:

- закрытый ключ сертификата ЭП, размещенный на надежном носителе (eToken, флешка, облачное хранилище другое);

- необходимое программное обеспечение для работы с ЭП.

Получить такую подпись можно только в удостоверяющем центре, который аккредитован Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Гарантом подлинности становится квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи который выдается на USB-носителе.

Эксперты отмечают, что для ведения бизнеса лучше использовать усиленную квалифицированную подпись, так как она имеет наивысший уровень безопасности и дает широкие возможности. Например, ею можно заменить печать организации. Кроме того, она используется при межведомственном взаимодействии, на электронных торгах и совершении других юридически значимых действий.

Как получить бесплатную юридическую помощь в Подмосковье>>

Как получить квалифицированную ЭП

Получить сертификат квалифицированной электронной подписи могут как юридические, так и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Делается это через любой МФЦ Московской области либо в аккредитованном удостоверяющем центре.

Для оформления потребуется пакет документов:

- заявление на изготовление квалифицированного сертификата;

- паспорт (плюс копия) владельца электронной подписи;

- СНИЛС (плюс копия) владельца электронной подписи;

- ИНН.

Индивидуальному предпринимателю дополнительно понадобятся:

- документ о регистрации ИП;

- выписка из ЕГРИП.

Юрлицу также потребуется:

- документ о госрегистрации компании;

- при изготовлении сертификата ключа для руководителя – копия распоряжения о назначении на должность, заверенная его подписью и печатью компании;

- на представителя фирмы – оформленная доверенность.

Стандартная стоимость сертификата квалифицированной электронной подписи в МФЦ Московской области: для физических лиц – от 950 рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 1500 рублей, для юридических лиц – от 1950 рублей.

Проверка документов и изготовление электронной подписи занимает один день. Срок действия сертификата ключа проверки электронной подписи (как квалифицированной, так и неквалифицированной), как правило, составляет один год.

Как получить паспорт РФ через МФЦ >>

Как установить и использовать ключ

Во избежание проблем специалисты портала государственных и муниципальных услуг Московской области рекомендуют пользователям:

- обеспечить конфиденциальность ключа электронной подписи, а при ее нарушении как можно быстрее уведомить об этом удостоверяющий центр и участников электронного взаимодействия;

- не использовать ключ электронной подписи, если есть основания полагать, что его конфиденциальность была нарушена, истек срок действия сертификата или он был приостановлен или отозван;

- применять для создания и проверки электронной подписи следующие криптографические средства: КриптоПро CSP версии 3.9 или выше, КриптоПро ЭЦП Browser plug-in;

- в случае проблем с установкой программного обеспечения для работы с ЭП обращаться к консультанту в удостоверяющем центре или в МФЦ Подмосковья.

Как получить социальную карту жителя Подмосковья>>