Как подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ без стресса и с интересом

Как подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ без стресса и с интересом
Шпаргалки

О том, как сделать подготовку к экзаменам не изнурительной, а занимательной, читайте в материале РИАМО

Причины стресса перед ЕГЭ и ОГЭ

Очень часто дети испытывают тревогу и даже панические атаки не только перед самим экзаменом, но и во время подготовки. Коварство ЕГЭ и ОГЭ в том, что этих экзаменов нельзя избежать или отложить на более благоприятное время. Остается только принять их как данность и попытаться уменьшить негативные эмоции.

Магистр и координатор Филипповской школы, учитель истории Кирилл Клопков, отмечает, что у предэкзаменационного стресса может быть целый ряд причин. Существуют, например, субъективные факторы: ожидания самого ребенка от экзамена или высокая планка, которую перед ним могли поставить семья, школа или он сам.
В число объективных причин, по мнению педагога, входит сам формат экзамена, его стандартизованность. Экзамен далеко не всегда позволяет ученику отразить свои знания и навыки и доказать, что он хорошо знает предмет.

«Более того, ребенку часто приходится “подгонять” свои знания под структуру экзамена, ведь даже неправильное оформление ответа на вопрос может привести к снижению балла. Я и сам с этим столкнулся, когда сдавал ЕГЭ: внес в бланк правильный ответ, но машина его не считала, перепутав букву “б” с буквой “ы”», – делится воспоминаниями учитель.

Он добавляет, что усилить стресс может факт сдачи ЕГЭ в чужой школе, с незнакомыми учителями и ребятами, под наблюдением видеокамер и с большим количеством ограничений на время проведения экзамена.

Как справиться со стрессом перед экзаменами

Родителям следует внимательно наблюдать за поведением ребенка, чтобы вовремя понять, что его психика перегружена и пора исправлять ситуацию.

«Физиологическими проявлениями стресса могут быть плохой сон или нарушение аппетита. Если вдруг вы заметили, что ребенок намного меньше общается со сверстниками, мало чем делится с семьей, постоянно закрывается в своей комнате или огрызается при общении с учителями – не стоит это игнорировать», – советует педагог.

Если ребенок в стрессе, имеет смысл обратиться к психологу, который поможет облегчить состояние. Также эксперт подчеркивает, что сильный стресс влияет на когнитивные функции: снижается уровень работоспособности, школьнику сложнее фокусироваться.

«Нередки случаи, когда на экзамене ребенок из-за волнения просто не может вспомнить то, что точно знал еще день назад. Именно поэтому важно понимать логику сдаваемого предмета, а не просто заучивать факты», – рассказывает Кирилл Клопков.

Руководитель учебного центра «Декарт» Степан Голубев отмечает, что грамотная подготовка – это не только знания, но и целый комплекс задач. Нужен четкий тайминг, понимание требований, психологическая подготовка, с которой должны помочь родители. Не нужно требовать от своего ребенка невозможного, но и говорить выпускнику, что он ни на что не способен, тоже не стоит. Нужно адекватно относиться к своему ребенку: не занижать и не завышать его способностей, а самое главное – любить его и поддерживать в любой ситуации.

Степан Голубев считает, что родители, как более опытные люди, должны объяснить подростку, что экзамен – это всего лишь этап в жизни и все всегда можно исправить, пересдать и даже оспорить, если нужно.

Погружаться в тему

Для того чтобы подготовка была продуктивной и не изматывающей, Кирилл Клопков рекомендует воспользоваться методиками, которые направлены на запоминание, а также на развитие критического мышления, творческих и аналитических способностей. Эксперт предлагает рассмотреть эти методики на примере такого предмета, как история.
«Человеческий мозг устроен таким образом, что мы намного лучше понимаем и запоминаем то, что можем визуализировать и примерить на себя. Поэтому, вместо того, чтобы заучивать сухие факты, можно прибегнуть к методу, который педагоги моего круга называют “оживляж”. Например, подойти к изучению отмены крепостного права можно с точки зрения Александра II: что он сам думал об этом, как общался со своим отцом и приближенными на эту тему, какими идеями увлекался на тот момент», – советует Кирилл.

Такой подход поможет примерить на себя образ персонажа, установить причинно-следственные связи и, самое главное, разобраться в теме.

Запоминать цифры с помощью ассоциаций

Многие экзаменационные вопросы требуют от ученика запоминания определенных чисел: не только исторических дат, но и, например, постоянных в физике или формул в химии. Здесь тоже могут пригодиться простые методики запоминания.

«Больше всего мне нравится запоминание дат по часам. Например, вспоминаю, в каком году был четвертый крестовый поход, на циферблате это почти пять минут первого, значит – в 1204 году», – рассказывает учитель.

А некоторым школьникам удобнее запоминать цифры и даты другим способом, например, набирая их на калькуляторе. Визуализированная информация запоминается лучше. Ученик может придумать собственные правила, которые подойдут именно ему.

Изучать альтернативные источники

Очень важно изучение альтернативных источников. Этот метод подходит тем, кто готовится сдавать экзамены по гуманитарным предметам.

«В рамках уроков истории я знакомлю детей с фрагментами исторических источников, которые помогают понять, что и как происходило, и, самое главное, что думали по этому поводу люди того времени. Например, есть прекрасные документы, датируемые XV веком и раньше, которые вне контекста выглядят так, будто их писали наши современники. Но, когда мы начинаем разбираться, анализировать прогрессивные (или не очень прогрессивные) мысли из этих источников, приходить к пониманию, что их высказывали люди, жившие сотни лет назад, то у ученика сразу появляется какая-то связь с создателем этого самого документа», – рассказывает Кирилл.

Использовать искусство и юмор

Помочь в изучении гуманитарных предметов поможет также просмотр художественных и документальных фильмов, театральных постановок по теме.

«Тут есть проблема: многие фильмы и постановки не совсем точно отражают историческую действительность. Хотя иногда можно запоминать информацию именно на этом контрасте», – советует педагог.

Помочь в запоминании и визуализации может посещение музеев и выставок. Правда, чтобы обучение было эффективным, ребенку нужен грамотный сопровождающий, который будет ходить с ним по музею, давать пояснения и погружать в исторический контекст.
Отдельной и очень эффективной методикой запоминания Кирилл Клопков считает создание мемов и шуток по изучаемой теме.

«Я очень люблю этот прием и прошу детей придумывать шутки на основе каких-либо исторических событий», – рассказывает учитель.

В результате, «перебрасываясь» мемами, ученики невольно запоминают и тему, на основе которой эти шутки были придуманы.

Конечно, напоминает историк, предложенные методы – не панацея. Он добавляет, что облегчить подготовку к экзаменам можно любым способом, который будет комфортным для ребенка.

«Пробуйте разные интерактивы, изучайте различные источники, и главное – поддерживайте его морально. Ребенку очень важно знать, что вы всегда рядом и готовы ему помочь», – советует родителям педагог.