Что делать, если вы случайно испортили товар в магазине

Что делать, если вы случайно испортили товар в магазине
Шпаргалки

Как вести себя в спорной ситуации с администрацией и охраной магазина, куда жаловаться, если требуют возместить ущерб за испорченный товар.

Презумпция невиновности

Принцип невиновности человека, пока не доказано обратное, работает и среди полок с продуктами. Если покупатель случайно испортил товар, например, зацепил рукавом пальто бутылку, которая упала с полки и разбилась, то он не несет за это ответственности.

«У него не было умысла на причинение вреда. В этом случае риски несет магазин, так как сотрудники магазина расставляют продукты, и именно они в данном случае виноваты в том, что товар расставлен таким образом, что его можно уронить», - объясняет адвокат Алексей Скляренко.

Эксперт юридического сервиса 48Prav.ru Евгений Корнев также отмечает, что риск повреждения имущества несет его собственник, а до продажи товара им считается продавец. Сделка розничной купли-продажи считается совершенной после выдачи покупателю чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Иными словами, в магазинах право собственности на товар переходит не с момента, когда покупатель выбрал товар, взял его в руки или положил в тележку, а когда товар оплачен, и кассир выдал чек. Следовательно, за все, что происходит с товаром в торговом зале, несет ответственность продавец.

Как обманывают покупателей в магазинах>>

Когда покупатель виноват

Если же порча товара произошла по вине покупателя и была умышленной, он обязан возместить нанесенный вред, говорит юрист. При этом обязательное условие для наступления ответственности - вина покупателя, и это должен доказать магазин.

Так, Гражданский кодекс признает человека невиновным, если он проявил должную «заботливость и осмотрительность» и «принял все меры», уточнил адвокат.

Обычно вину покупателя могут признать в случаях, если покупатель взял в руки и намеренно или по неосторожности выронил товар, нарушил заводскую упаковку, сломал или повредил его вследствие алкогольного или наркотического опьянения или просто неадекватно вел себя в торговом зале.

Как не стать жертвой акций и скидок в магазинах>>

Как оспорить свою вину

Однако потребитель может оспорить свою вину и отказаться от возмещения ущерба собственнику в случае, если порча товара была осуществлена, по его мнению, по вине магазина

Отказаться добровольно возмещать убытки можно в любом случае, никто не вправе требовать и отнимать у вас паспорт или угрожать и задерживать.

Причины не признавать вину за собой у покупателя могут быть разные – это и узкие проходы, и нагромождение товара на стеллажах.

Продукты не первой свежести: как магазины избавляются от «просрочки»>>

Причины для отказа возмещать ущерб

По словам юриста, следующие «несчастные случаи» можно смело списывать на магазин:

• если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам;
• если проходы заставлены коробками;
• если товар расположен на стеллаже неустойчиво или конструкция упала случайно;
• если в магазине мокрый пол, и покупатель испортил товар поскользнувшись;
• если товар разбился, упав с ленты на кассе,

Как уточнили в пресс-службе Санкт-Петербургского Центра контроля качества, ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна составлять: не менее 1,4 метра — при торговой площади до 100 квадратных метров; 1,6 метра — при торговой площади от 100 и до 150 квадратных метров; 2 метра — при торговой площади от 150 до 400 квадратных метров; 2,5 метра — при торговой площади свыше 400 квадратных метров.

Что делать, если вас обсчитали в магазине>>

Куда жаловаться на нарушения

Пожаловаться на несоблюдение данных норм можно в Государственный пожарный надзор, а на неустойчивое расположение продукции на полках - в Роспотребнадзор или Общество защиты прав потребителей.

Кроме того, эксперты рекомендуют оставить запись о случившемся в жалобной книге, также можно потребовать от администрации составления акта о порче товара.

Если администрация настаивает на возмещении ущерба на месте, а охрана вас удерживает силой, обращайтесь в полицию.

«А если вы считаете, что нарушенное право не восстановлено, то есть смысл обратиться в суд с требованиями о его восстановлении. Если в суде вами будет доказано нарушение права, то суд удовлетворит требования, обяжет компенсировать моральный вред и взыщет в Вашу пользу штраф в размере половины от взысканных денежных средств», - добавил Скляренко.

Обращаться ли в суд

Установить степень ответственности магазина и посетителя может суд, который либо откажет собственнику, либо обяжет клиента возместить стоимость испорченного товара.

Однако, как правило, ритейлеры не доводят дело до суда, поскольку судебные издержки обычно значительно превышают стоимость испорченного продукта, добавил он. Скорее всего, по этой причине, и чтобы не портить отношения с потребителями, крупные магазины «закрывают глаза» на испорченные продукты и мелкие происшествия.

Например, если покупатель уронил и пролил на пол пачку майонеза за 40 рублей, вряд ли с него потребуют компенсацию и будут что-то выяснять.

Не вскрывать продукты в торговом зале

Продукты в торговом зале, вопреки расхожему мнению об обратном среди покупателей, вскрывать и пробовать нельзя, даже если вы собираетесь их оплатить на выходе.

До оплаты товара вы совершаете административное правонарушение и можете быть привлечены к административной ответственности. А если ущерб составит свыше 2500 рублей, то можете быть привлечены и к уголовной ответственности

Однако адвокат советует не прятать упаковку, если вы уже вскрыли продукт и собираетесь оплатить его на кассе, так сказать, постфактум.

«Ни в коем случае не прячьте этот товар, а оставляйте его на виду. Если Вас будут обвинять в покушении на кражу, то требуйте видеозапись, из которой будет видно, что товар был поставлен в корзину вместе с другими товарами, и вы намеревались его оплатить. Ну а если спрячете, это будет доказательством вашей вины в покушении на совершение правонарушения», - заключил он.