Звезда рунета Стейс Крамер о том, зачем взрослым читать подростковые романы

Звезда рунета Стейс Крамер о том, зачем взрослым читать подростковые романы
Люди

Молодая писательница Стейс Крамер (Анастасия Холова), успевшая стать настоящей звездой рунета после публикации дебютной книги «50 дней до моего самоубийства» («50ДДМС»), которую издали рекордным для начинающего писателя тиражом 100 тысяч экземпляров, выпускает свой новый роман под названием «Мы с истекшим сроком годности». О том, почему ее герои – американцы, о проблемах подростковой психологии и о том, зачем взрослым читать книги о подростках, Анастасия рассказала в интервью РИАМО.

– Настя, после выхода вашего первого романа СМИ писали о том, что вы хотите заняться образованием, набраться опыта и сделать перерыв минимум на 5 лет. Однако вскоре появилась ваша вторая книга «Мы с истекшем сроком годности». Как она родилась?

«Мы с истекшим сроком годности» я начала писать практически сразу после завершения «50ДДМС». Да, образование для меня всегда на первом месте, также я упоминала о том, что мне необходимо набраться опыта. Но, когда в голову внезапно влетает идея для нового рассказа, забываешь обо всем, что ты говорил, о чем думал, цепляешься за нее и начинаешь развивать мысль. Безусловно, мне было тяжело писать второй рассказ, потому что совмещать творчество и учебу в медицинском очень сложно. Когда у меня появлялась капелька свободного времени, я бежала к компьютеру и начинала писать.

– Как и в первой книге, герои второй – американские подростки. Почему местом действия вы выбираете Америку, а не хорошо знакомую вам Россию, российский менталитет?

Я люблю Америку, мне интересна ее культура, города, люди, образ жизни.

Сколько бы я ни пыталась, я никак не могу связать свои мысли, своих героев с Россией. Может быть, потому, что люди в нашей стране не так свободны и иначе воспринимают этот мир.

– Возможно, подростки в разных странах во многом похожи, у них общие проблемы и схожее мировоззрение? Ведь ваш читатель именно подросток? К нему обращены ваши мысли?

Подростки схожи между собой, прежде всего, психологией. Это такой сложный период в жизни, когда ты только – только начинаешь познавать этот мир, приобретать опыт, но на пути встречается очень много преград. Я раньше думала, что пишу исключительно для подростков, ведь я их понимаю, и они меня понимают. Но сейчас пришла к выводу, что мои рассказы универсальны.

Допустим, «50 дней до моего самоубийства» могут прочитать и взрослые, чтобы научиться понимать подростков.

– В ваших книгах много рассказывается о горе, о том, как с ним жить. Почему трагизм и душевные муки занимают так много места в творчестве молодой девушки?

Не соглашусь, в моих книгах трагизма ровно столько же, сколько и позитива. Я пишу о жизни. А жизнь – это горе и счастье, грусть и радость, смех и слезы. Я не могу и не хочу писать только о хорошем или только о плохом, потому что я пишу про реальную жизнь, которая местами мрачна, а местами прекрасна.

– Среди некоторых современных подростков существует мода на аутоагрессию и депрессивность. Атмосфера безысходности присутствует в ваших книгах. Вы не задумывались о том, что писать гнетущие романы, поднимающие вопрос суицида – это определенная ответственность? Ведь кто–то может расценить их как пропаганду…

Безусловно, я чувствую огромную ответственность за то, что пишу. Но, знаете, я никогда бы не позволила себе издать книгу, зная, что она кому–то может навредить. Буквально каждый день я получаю множество отзывов от своих читателей, которые благодарят меня за творчество, за то, что мои произведения помогли избавиться от тяжелых мыслей. Мои книги не о том, как жизнь плоха, как тяжело существовать ­– они о том, что, несмотря на все трудности, жизнь прекрасна, нужно ее любить и радоваться каждому дню.

– Ваша популярность родом из интернета, слова героев ваших книг уже разобраны цитаты, которые в качестве статусов размещаются в соцсетях. Как вы относитесь к популярности?

Я очень положительно к этому отношусь. Это безумно приятно, когда людям нравятся твои мысли, и для некоторых они даже становятся девизом.

– В аннотации к книге «Мы с истекшем сроком годности» вы написали: «Если ты хочешь прочитать глубокое, стоящее произведение, то тебе не сюда. "50 дней до моего самоубийства" и "Мы с истекшим сроком годности" – просто интернет–рассказы, написанные 17–летним подростком (то есть мною)». Довольно самокритично! Или это кокетство?

Я действительно самокритична. Никто так жестко не критиковал меня и мои рассказы, как я сама. Я даже не могу назвать себя писателем, потому что это слишком громкое слово для меня. Это звание нужно заслужить. Я еще не заслужила.

У меня мало опыта, чтобы называться писателем. На данный момент я просто человек, который пишет.

– Настя, какие у вас планы? Наконец–то учеба, или уже есть мысли о следующих произведениях?

Я хотела сделать небольшой перерыв, но, по иронии судьбы, у меня уже появилась идея для нового рассказа. Все–таки позволю себе немного отдохнуть и совсем скоро вернусь к любимому делу.

– Не поделитесь секретом, о чем будет ваша следующая книга?

Пока нет. Не потому, что я такая вредная, а просто потому, что эта идея еще очень свежая, до конца не сформирована.

­– Если бы у вас была такая возможность, что бы вы изменили в жизни современных подростков, чтобы сделать ее счастливее?

Я бы ввела тихий час в школьное расписание. Я думаю, если бы у подростков было больше времени для сна, их жизнь была бы гораздо лучше и счастливее.