Зависимость от гаджетов: болезнь или способ формирования адаптивного интеллекта

Зависимость от гаджетов: болезнь или способ формирования адаптивного интеллекта
Люди

Пятого марта в мире отмечается «День выключенных гаджетов». Эксперты рассказали РИАМО, почему возникает зависимость от гаджетов, когда можно знакомить детей с интернетом и есть ли польза от смартфонов.

Причина зависимости от гаджетов

Не секрет, что смартфон стал одной из важных составляющих современной жизни. В эру технологий появился и новый термин номофобии (от англ. Nomophobia, от no mobile-phone phobia, - ред.), означающий боязнь расстаться с телефоном или оказаться вдали от него.

Кандидат психологических наук, разработчик теории адаптивного интеллекта Валерий Гут объясняет это явление тем, что многие приложения и игры помогают уходить от реальности или избегать ее.

«В онлайн-играх можно проходить разные уровни, в результате чего создается иллюзия, что постоянно происходит какой-то рост. В реальной же жизни ничего не меняется. Зачастую интернетом увлекаются люди, которые боятся вступать во взаимодействие с реальными собеседниками, избегают критики и осуждений. Таким людям общение в сети может компенсировать или даже полностью заменять реальное», - добавляет доктор медицинских наук, невролог, нейрофизиолог Ринат Гимранов.

Коуч, бизнес-психолог Ольга Дьяконова полагает, что один из факторов зависимости людей от смартфонов – это быстрый дофамин, гормон радости. К тому же часто интернет-скроллинг становятся своего рода успокоительным средством.

«Часто соцсети сравнивают с digital-четками. Мы листаем ленту так, как мы бы перебирали четки. Монотонные действия дают нашему мозгу сигнал: ты в безопасности, все под контролем. И мы хватаемся за подобный вид контроля, дабы успокоить себя любым возможным способом», – говорит психолог.

Старший преподаватель Московского института психоанализа, практикующий психолог Анастасия Пономаренко считает, что играет роль стремление к получению новой информации, заложенное в человеке эволюционно.

Возможность выбора: как решить проблему завышенной платы за домашний интернет и ТВ>>

Польза современных гаджетов

Валерий Гут подчеркивает, что многое зависит от того, сколько времени люди проводят в цифровой реальности и каким контентом его заполняют. Он упоминает исследования французского когнитивного нейробиолога Дафны Бавелье.

«Она доказала, что некоторые видеоигры оказывают положительное влияние на когнитивные способности игроков. Игры в реальном времени, “стрелялки” и стратегии улучшают концентрацию, многозадачность и нейропластичность мозга. Время реакции участников эксперимента улучшилось более чем на 10% по сравнению с исходным уровнем, люди быстрее реагировали на стрессовые ситуации», - приводит результаты исследования Гут.

Он уверяет, что на этом основании можно говорить о развитии адаптивного интеллекта (AQ) компьютерными играми.

«Это интеллект – ключевой навык будущего, который не только позволяет людям быстро приспосабливаться к изменениям и действовать в неожиданных ситуациях, но и самим запускать процессы позитивных изменений», - уточняет эксперт.

О грамотном выборе контента и общении в интернете с умными и развитыми людьми говорит медицинский психолог, социальный философ Олег Долгицкий. Он уверен, что в интернете нужно смотреть образовательные видео чаще, чем развлекательные.

Гаджеты и интернет могут помочь преодолеть стеснительность с помощью соцсетей и мессенджеров, напоминает психолог «Онлайн-школы №1» Кира Гольдштейн.

«Полезным становится сам факт общения с разными людьми, устранение любых барьеров. Это большой плюс для застенчивых детей, имеющих какие-то комплексы, страхи. Общение онлайн открывает больше возможностей», - говорит эксперт.

Потеря контакта с реальным миром

Безусловно, гаджеты, особенно чрезмерное увлечение ими, могут оказывать негативное влияние. Валерий Гут отмечает, что люди могут терять контакт с реальным миром из-за привычки использовать гаджеты вместо личного взаимодействия.

Видеохостинги и забавные ролики тоже не совсем безобидны, напоминает Олег Долгицкий.

«Просмотр видео позволяет занять свободное время и уйти от экзистенциального кризиса, накатывающего на человека в период одиночества, страха или отчужденности от окружающего мира. Но эти видео не дают опыта, который способен повысить качество духовной жизни человека, не определяют его зону ближайшего развития и не дают никаких перспектив. Гаджет без взаимодействия с людьми способствует лишь деградации высших психических функций человека», – напоминает психолог.

Ринат Гимранов обращает внимание на такое явление, как «цифровая деменция». Это комплекс нарушений, который развивается в результате длительного использования девайсов. Наиболее характерен он для людей в возрасте до 30 лет. У таких людей выражена сутулость, случаются кратковременные амнезии, отмечено стремление к социальной изоляции, гиподинамия, депрессивные состояния, хроническая усталость.

Сомнолог Бузунов объяснил, как гаджеты влияют на сон>>

Безопасный интернет для детей

Анастасия Пономаренко считает, что до трех лет лучшим гаджетом являются книги, которые родители читают ребенку вслух.

«Если ребенок смотрит мультфильм в телефоне, сильный свет и насыщенная сюжетная линия мешают развитию воображения. К тому же у маленького человека слишком большая зрительная нагрузка может вызвать тревожность», - говорит эксперт.

Олег Долгицкий добавляет, что гаджетом можно начинать учить пользоваться с трех лет, когда игра в целом становится для ребенка ведущей деятельностью.

Кира Гольштенй предупреждает, что нельзя позволять ребенку слишком активно пользоваться смарфоном. Это может привести к проблемам с социальным взаимодействием.

Вместе с тем Валерий Гут напоминает об исследовании, проведенном учеными МГУ им. Ломоносова и Российской академии образования.

«В нем приняли участие 3 тысячи родителей и более 800 детей. Оказалось, что у детей 6-7 лет, которые пользовались устройствами всего один-два раза в неделю, саморегуляция и когнитивная гибкость были лучше, чем у их сверстников, которые пользовались ими ежедневно. А вот следующая возрастная группа показала другие результаты: дети 7-10 лет, которые пользовались смартфонами от одного до двух часов в день, имели более высокий уровень саморегуляции – по сравнению со сверстниками, которые пользовались ими менее часа», - объясняет эксперт.

Во всем нужна умеренность. Невролог Гимранов предупреждает, что от слишком частого пользования смартфонами у ребенка может снижаться концентрация внимания или развиться близорукость, к тому же нарушается осанка и может появиться лишний вес.

Психолог Наумова назвала оптимальное количество нагрузки для дошкольника>>

Цифровой детокс

Практически все эксперты советуют устраивать себе цифровой детокс.

«Я советую утром проснуться, убрать любые источники информации, позавтракать, смотря куда угодно, в окно или в стену – только не в телефон или в телевизор, не читать книги или журналы», - советует Анастасия Пономаренко.

Она добавляет, что нескольких часов такого детокса хотя бы раз в неделю, как правило, достаточно, чтобы захотелось свернуть горы.

Кира Гольдштейн советует родителям увлекать детей жизнью в реальном мире.

«Помните, что любая зависимость формируется там, где нет положительных эмоций. Старайтесь вовлекать детей в реальную жизнь и делать так, чтобы она им была интересна», - рекомендует психолог.

Однако все эти способы работают, только если у вас есть желание избавиться от номофобии.

«Если вы ощущаете тревогу даже от мысли, что вам нужно будет отложить телефон в сторону, я бы предложила вам обратиться к специалисту», – рекомендует Ольга Дьяконова.