Юрист Черданцев: «Кризис вокруг МУС и ордеров на арест россиян может быть успешно решен»
17 марта Международный уголовный суд (МУС) в Гааге выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Что нужно делать России в этой ситуации и чем все может закончиться, РИАМО рассказал юрист и предприниматель Вадим Черданцев.
Россия может использовать опыт США
- Проблему юридических перспектив уголовного преследования своих граждан в полной мере осознали власти США, которые также не ратифицировали статут, однако на протяжении 20 лет проводят последовательную системную работу по минимизации возможных неблагоприятных эффектов МУС для своих национальных интересов.
Помимо принятия в 2002 году специального закона (American Service-Members Protection Act), разрешающего исполнительной власти принимать «любые доступные меры» для освобождения задержанных или находящихся в заключении МУС военнослужащих США и их союзников, а также готовности применить персональные санкции против судей и функционеров суда (такие санкции вводились в 2020-2021 годах), американские власти заключили специальные двусторонние соглашения об иммунитете (BIAs) более чем со 100 государствами.
США истолковали статью 98 Римского статута как означающую, что их граждане не могут быть переданы МУС любым государством, подписавшим двустороннее соглашение с США, запрещающее такую передачу, даже если это государство является участником статута. Американские власти активно оказывали давление на государства с целью заключения этих соглашений.
Володин предложил законодательно запретить любую деятельность МУС в РФ>>
О взаимодействии России с дружественными странами
- Если Российская Федерация может себе позволить выдержать экономические и персональные санкции со стороны США и ЕС, то нельзя сказать этого про другие страны. Поэтому есть смысл оценить и предупредить риски оказания давления на дружественные страны со стороны формирующейся коалиции активных помощников МУС в исполнении ордеров на арест – вероятнее всего, это будут 40 стран, встречу которых анонсировала Великобритания.
Есть разные инструменты оказания воздействия. Поэтому выдержанная реакция ЮАР, заявившей о будущих консультациях с партнерами в связи с выдачей ордеров, выражает суть будущих отношений – все будет обсуждаться. Возможно, российская сторона пойдет по пути заключения двусторонних или многосторонних соглашений об иммунитете перед МУС.
О перспективах МУС
- Не исключено, что с продолжением процессов размежевания стран мира на несколько лагерей усилится процесс выхода стран из Римского статута по примеру России 2016 года. Напомню, что крупнейшие страны – Китай, США, Индия – также не ратифицировали статут.
В пользу такого сценария говорят скромные результаты работы суда за годы существования, а также создание прецедента – спорного с юридической точки зрения решения преследовать лидера крупнейшей страны. В отношении МУС накопилась значительная критика: в частности, мнения об ограниченной эффективности суда, преимущественном использовании суда против африканских стран (чем не подтверждение тезиса о репрессивном инструменте неоимпериализма?), указания на другие недостатки, влияющие на качество отправления правосудия – например, отсутствие суда присяжных.
Можем вообразить иные, а также параллельные варианты развития событий: создание альтернативного международного уголовного суда или реформа МУС. При этом важно отметить такое интересное, справедливое и прогнозируемо полезное для международного сообщества решение как физического перемещение международных судов из Гааги в новые мировые юридические центры в Азии или Африке. Дело в том, что в Европе наблюдается большая концентрация международных институтов и организаций, что не учитывает постепенный сдвиг мировых экономических центров в Азию. Также на примере отношения к России укрепляется мнение о предвзятости членов международных судов и организаций, в том числе обусловленной их территориальным расположением в Европе. Нельзя исключать и перемещение штаб-квартиры ООН из Нью-Йорка, где, со слов министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, на делегатов некоторых стран при голосовании на Генассамблее ООН оказывалось информационно-психологическое воздействие.
Также вероятен и наиболее простой с технической точки зрения сценарий, когда по представлению прокурора судьи МУС аннулируют ордеры на арест известных российских граждан. Римский статут содержит норму об обратимом характере выдачи ордера.
В МУС отреагировали на «угрозы» после ордера на арест Путина>>
Что нужно делать России в ситуации с МУС
- Российская Федерация – это крупнейшая страна мира, обладающая значительными ресурсами и развитыми дипломатическими отношениями с большим числом других стран, поэтому возникший кризис вокруг МУС и ордеров на арест российских граждан может быть успешно решен. Лишь бездействие в этом вопросе чревато негативными последствиями.
С древних времен известно выражение, что победителей (сильных) не судят. Это актуально и для современного международного уголовного правосудия. Поэтому по мере развития событий вокруг Украины ситуация с МУС для Путина может разрешиться сама собой – «детское дело» представляется спорным и, значит, оспоримым. Однако нельзя исключать вероятность раскрутки маховика репрессивной машины с сотнями и тысячами новых уголовных дел. По имеющейся публично доступной информации на Западе активно ведется сбор и обработка информации о военных преступлениях, совершенных российскими гражданами. Поэтому России не стоит расслабляться, а, наоборот, следует разработать и реализовать комплексную, последовательную стратегию защиты национальных интересов перед МУС, в частности, и на юридическом фронте, в целом. При этом возбуждение уголовных дел в отношении прокурора и судей МУС можно рассматривать как тактическое действие.
Сложности не ограничиваются только МУС: в 2023 году усилится работа западных стран по конфискации российских активов, как частных, так и государственных. На рассмотрении Международного суда ООН также находится несколько дел, которые могут создать сложности для России. С чего следует начать, так это с формирования новых сильных межпрофессиональных креативных команд из специалистов разного профиля (юристы, PR, дипломаты, специалисты международного права, частные эксперты и госслужащие).