Юрий Лужков: «Хочу, чтобы жена подарила мне трактор»

Юрий Лужков: «Хочу, чтобы жена подарила мне трактор»
Люди

Юрий Лужков – целая эпоха в жизни Москвы. Пожалуй, самый неоднозначный московский градоначальник. Фигура резонансная, яркая и харизматичная. Хвалят его или ругают – москвичи вряд ли забудут этого мэра. 21 сентября он отмечает 80-летие, а 24 сентября юбиляр зовет всех желающих на субботник в парке «Коломенское», где будут сажать яблоневый сад. С каким настроением он встречает юбилей и чем живет сейчас, Юрий Михайлович рассказал в интервью Региональному информационному агентству Московской области (РИАМО).

– Юрий Михайлович, с какими мыслями вы подошли к 80-летнему рубежу? Поменялись ли ваши приоритеты в жизни?

– Во-первых, никак не хотел бы думать, что мне уже столько лет. Во-вторых, не хотел эту дату отмечать, хотя мои близкие уговорили меня по традициям русским юбилей все-таки отметить. А самое главное – я не считаю его юбилеем завершения и буду стараться продолжать такую же активную жизнедеятельность, как и до этой даты.

Экс-мэр Москвы Юрий Лужков не собирается возвращаться в политику >>

– Как вам удается сохранять такую потрясающую работоспособность? В чем секрет?

– Все очень просто. Это идет от воспитания, от родителей и от Бога. Мои родители произвели на свет здорового ребенка, пища тогда была вся натуральная, не синтетическая. Правда, ребенок родился перед войной и узнал, что такое голод, опасность и смерть. Возможно, это повлияло на физиологию, но в то же время сформировало определенное отношение к жизни, основополагающие ценности.

Что касается работоспособности, думаю, это идет от Всевышнего – он создал людей разных: кто-то медленный, кто-то шустрый, один флегматичный и любит полежать, а другой не может усидеть на одном месте. Все мы разные, и к каждому нужно относиться с пониманием. Каждому Бог задал персональную линию жизни.

Также работоспособность рождается самовоспитанием, дисциплиной. Я, например, ни капли спиртного не принял за последние 40 с лишним лет. Рано начав курить, сразу же бросил, так как понял, что курение мешает мне нормально работать. Ну а дальше – спорт. Все эти факторы вместе формируют человека, его физический потенциал.

Лужков раскритиковал власти Москвы за политику ведения благоустройства>>

На Ваш юбилей организован большой общественный праздник, не имеющий ничего общего со словом «праздный» - субботник в «Коломенском». Как родилась такая оригинальная идея отметить день рождения? Расскажите подробнее о мероприятии. Как еще Вы планируете праздновать юбилей?

- Я, честно говоря, никак не планировал праздновать юбилей. Ну, что хорошего в 80-летнем юбилее, чтобы его праздновать? Это уже то, что называется, «с ярмарки». Когда тебе 25, 30, 40 – тут ощущение перспективы, а 80 – это уже вторая половина, по крайней мере, мне хочется думать, что это середина второй половины. Так что праздновать особо не хотелось. Но мои близкие сказали, что это не по-русски, что надо соблюсти традицию, принятую в России. И вот моя жена, по своей инициативе, в тайне от меня договорилась о встрече с президентом Владимиром Путиным, он поддержал ее инициативу провести в Москве субботник.

Когда я узнал об этом, очень обрадовался, потому что подобное мероприятие очень близко к моей жизненной философии, поэтому решение принято: мы проведем в Коломенском субботник, где воссоздадим большой сад. Мне кажется, это будет мероприятие красивое, веселое, и оно очень соответствует моему менталитету. Лично я буду в нем участвовать с превеликим удовольствием. Кстати, оргкомитет субботника возглавляет космонавт Алексей Леонов, что представляет для меня громадную честь. Кроме него в оргкомитет входят поистине великие люди нашей страны, и это тоже для меня большая честь.

Начало субботника в 11 утра. Выделено несколько участков в парке «Коломенское», на которых мы планируем посадить более полутысячи деревьев – в основном яблони и груши. Так что поработаем. Это здорово! Вход свободный, приглашаю всех желающих приобщиться к общественно-полезному труду.

– За столь насыщенную общественную жизнь Вы наверняка получили множество подарков. Есть ли среди них такой, который запомнился особенно?

– На 75-летие я получил от своей жены сеялку Amazon. Эта сеялка уникальная, так как позволяет производить сев, начиная от рапса, у которого зернышки мелкие-мелкие, как маковое семя, и заканчивая бобовыми культурами. Просто уникальный агрегат, и я вот уже пять лет его использую. Он позволяет всю нашу площадь – а это 5,5 тысяч гектар – засевать вовремя, качественно и эффективно. Конечно, такой подарок мне запомнился. Во-первых, потому что он от жены, а во-вторых, потому, что приносит большую пользу в моем хозяйстве.

– Что сейчас больше всего занимает Ваши мысли? Какие планы строите на будущее? Какова цель №1 на ближайшее время?

– Планов много. Я не стал пенсионером, и это для меня самое главное. Занимаюсь разными видами деятельности, да так, что у меня нет ни одной свободной минуты. А что касается целей, они давно мною объявлены: вывести свое сельхозпредприятие на самофинансирование. Причем хозяйство у меня крестьянское, а такое хозяйство вывести на самофинансирование – это в нынешних реалиях почти невозможно. Вот я этим самым, невозможным делом, сейчас и занимаюсь.

– Очевидно, что Вы довольны сменой области деятельности. Каковы ваши успехи на поприще сельского хозяйства?

– Я даже по фамилии близок к земле. Да и по корням, предкам.

Отец у меня из Тверской области, деревня, где он родился, называлась Лужково и была сожжена немцами во время войны. Мама из Башкортостана, где было больше русское село, сохранившееся до сих пор. В годы войны мы бы точно не выжили, если бы не выращивали картошку, капусту – голод же был повсеместный. И вот тогда уже мы понимали, что сельскохозяйственное производство является одной из трех основ, базисов нашей жизни. Еда. Тепло. И образование, знание.

Потом, по воле судьбы и наших партийных руководителей, я был приглашен на работу в Моссовет, и мне поручили самую ужасную из сфер деятельности – я говорю про Мосагропром. Он тогда был полностью развален: гнилая продукция, привлечение огромного количества людей на плодоовощные базы, всеобщее недовольство. Но именно тогда я осознал, что это очень важная сфера деятельности, потому что питание – основа жизни человека, и получил там урок, хоть и очень тяжелый, по управлению провальной сферой.

Что касается успехов, то сегодня в моем хозяйстве, а оно считается средним по масштабам нашей страны, насчитывается 5,5 тысяч гектаров земли, около 2 тысяч овец, сотня коров, лошади. Но самое главное – это зерновые: пшеница, овес, ячмень, рапс и, конечно, гречка. Гречку в Калининградской области мы начали выращивать первыми в этот период времени, и эта инициатива получила там хорошее развитие.

Главная моя задача – обеспечить безубыточность агрокомплекса. Когда меня спрашивают, что для меня значит мое сельхозпредприятие – бизнес или хобби, я порой теряюсь, что ответить. У меня работают 100 человек, и я несу ответственность за них и за судьбу их семей, предоставляя им работу и заработную плату. Поэтому хобби это называть нельзя. А бизнес – сегодня без поддержки государства сельскохозяйственный бизнес бесперспективен. Громадное количество земель в стране бездействует, зарастает, заболачивается. Это все результаты той диверсии, которую в свое время организовал господин Чубайс через приватизацию сельхозземель, бездумную раздачу наделов.

Надо признать, что такое хозяйство, как мое, является редкостью. Сейчас в России фермерские хозяйства в подавляющем большинстве, не имея господдержки, разоряются, земля переходит в собственность банков, которые ничего на этой земле не делают.

В итоге две трети земель, которые могли бы кормить всю Россию, сегодня не задействованы. Если бы они все были в деле, то нам не нужно было бы так зависеть от нефти и газа.

– Широко известна ваша любовь к меду. Вы не только активно занимались пчеловодством сами, но и очень много сделали для развития отрасли в масштабах России. Хватает ли сейчас на это времени?

– Вообще-то у меня любовь не к меду, у меня любовь к пчелам. Если вы погрузитесь в философию жизни пчелиной семьи, то будете крайне удивлены, потому что найдете там массу аналогий и примеров для человека – как организована жизнь пчелиной семьи, какие существуют требования к Ее Величеству рабочей пчеле. Если бы этот пример человечество восприняло и перенесло на свое жизнеустройство, то мы бы буквально жили в раю.

Жизнь наша была бы наиболее рациональной и эффективной с точки зрения обеспечения каждого индивидуума оптимальными условиями. Эта философия является поистине уникальной. Она соответствует различным видам коллективных насекомых, но у пчёл это проявляется наиболее сильно.

– Юрий Михайлович, Вы родились и выросли в Москве, 18 лет были главой города. Невозможно не спросить Вас о столице. Пожалуйста, назовите 3-5 эпитетов, которые характеризуют Вашу Москву.

Оглядываясь назад, могу сказать: мы сделали не всё для того, чтобы Москва была процветающим городом.

Мы стремились создать город социальный, город для москвичей. Город, в котором люди старшего поколения чувствовали бы себя достойно, жили с достатком и в хороших жилищных условиях. Мы стремились к тому, чтобы наши дети получали бесплатное образование. Наконец, мы стремились создать в городе такую медицину, которая была бы на уровне мировых достижений и помогала бы москвичам. Кстати, столица несла ещё и ответственность за специализированное медицинское обеспечение всей страны, потому что предыдущая, советская власть основной потенциал медицины концентрировала в Москве. Перед нами же стояла задача наладить возможность использования его всеми россиянами. Это, пожалуй, самое главное из сделанного.

Одним из важнейших направлений социальной политики было, конечно, жилье. За те самые 20 лет мы построили в Москве столько нового жилья, сколько равняется половине всего жилого фонда, построенного в столице ранее. Это, конечно, впечатляющие объемы. Сносились тогда не только бараки, ветхое жилье, но и пятиэтажки, так как жизнь в них, мягко говоря, дискомфортная. Процесс этот до сих пор не завершился, а сейчас он, к сожалению, приостановлен. А мы тогда сносили даже многоэтажные дома, если понимали, что проживание в них не соответствовало элементарным цивилизованным нормам комфортного современного жилья. Не оставляли без внимания и культуру, почти каждый год вводили в строй новый театр. Плюс громадное количество школ, детских садов, дорог.

Хочу заметить, что Москва тогда жила на свои средства. Государство не только не помогало, но и забирало у столицы те налоги, которые Москва формировала. Нам тогда необходимо было решать грандиозное количество самых разнообразных вопросов и проблем. Но повторю: в приоритете всегда была социальная тематика – строительство жилья, вопросы культуры, науки, медицины, спорта. По-хорошему, Москва должна была бы и дальше двигаться в направлении формирования и укрепления главных социальных признаков, работающих на население города. Не буду сейчас говорить о том, что и как после меня изменилось.

Москвичи сами могут сделать выводы, составить свое мнение и поставить оценки. А я, со своей стороны, очень счастлив, что нам во многом удалось сделать Москву городом социальным, городом для самих москвичей.

Мои эпитеты для Москвы – родная, красивая, теплая, человеческая.

Москва сейчас и 100 лет назад>>

– Какие у Вас любимые места в Москве, «места силы», которые питают Вас энергией и куда хочется возвращаться снова и снова? Как часто удается их посещать? Часто ли Вы вообще теперь бываете в Москве?

Любимые места – там, где родился, где прошли детство и юность, а также учеба в Московском нефтяном институте. Там формировалось понимание жизни. Павелецкая набережная, Павелецкий вокзал, Москва-Товарная, где находились наши бараки. Я там периодически бываю, знаю, что до сих пор сохранилась наша школа-семилетка, в те времена она носила номер 579. Там же рядом хлебозавод… Сегодня, конечно, там все здорово изменилось, бараков наших, слава Богу, уже давно нет. Вся юность моя прошла в этих бараках, а жизнь в них, я вам скажу – это та еще «радость».

Хотя, скажу я Вам, во всяком плохом деле всегда можно найти и добрые ностальгические черточки. Ведь были дворы. А двор – это коллектив, это воспитание, дружба, общение, взаимодействие, взаимная поддержка. Радовались и грустили все вместе. И любые проблемы решали сообща.

К сожалению, сегодня коллективное начало ушло вместе с понятием московского двора. Я не ностальгирую по жизни в бараке, нет. Семья все-таки должна жить в отдельной квартире.

И было бы здорово, если бы современные москвичи, живя в отдельных квартирах, ощутили прелесть философии коллективизма общего двора и взаимной поддержки.

– Юрий Михайлович, чего Вы бы сами пожелали себе на юбилей?

Я знаю, что мне пообещала подарить моя жена, и это совпадает с моим желанием. Трактор, которого в моем хозяйстве не хватает.