«Во сне я читаю Маяковского и Евтушенко»: как живут лунатики
Лунатики (по-научному сомнамбулы) всегда вызывали любопытство и считались странными. Современные психологи не считают сомнамбулизм болезнью, а измененным состоянием психики, которое наступает в конце фазы медленного сна. При этом «лунатизм» может являться симптомом неврозов и других психических расстройств, поэтому лунатикам рекомендуют обращаться за помощью к неврологам или психотерапевтам. Кроме того, хождение во сне может представлять опасность для жизни. Ко Всемирному дню сна лунатики и их родные рассказали РИАМО о ночных похождениях и о том, как им удалось избавиться от нарушений сна.
Следите за интересными новостями и материалами РИАМО в Telegram-канале>>
Екатерина, 21 год (Сергиев Посад):
«Друзья рассказывают, что во сне я читаю стихи. По их словам, я лежу с закрытыми глазами, а потом громко объявляю: «А теперь стихи! Александр Сергеевич Пушкин! Отрывок из «Евгения Онегина». И начинаю читать с выражением, иногда жестикулирую.
В моем репертуаре не только Пушкин: читаю Маяковского, Ахматову, иногда Есенина и Евтушенко.
Утром друзья и родители аплодируют мне, но я не помню своего ночного поэтического триумфа. Еще я отвечаю во сне на вопросы. Окружающие думают, что я не сплю – так уверенно я разговариваю. Могу рассуждать на злободневные темы и вступить в жаркий спор.
Многие думают, что лунатики – смешные люди, с которыми по ночам приключаются веселые истории. На самом деле, лунатизм – это очень опасно. Например, во сне у меня пониженная чувствительность. Однажды я упала с кровати на стеклянный стакан, который брат оставил на полу. Стакан разбился, и осколки впились мне в спину. Проснулась я не сразу, в луже крови.
После этого я начала вести дневник сна. Записываю все, что мне снится, пытаюсь сопоставить рассказы окружающих с тем, что помню сама».
«Ночью я мою тоннели метро»: как живут люди, которые работают по ночам>>
Дарья (Коломна):
«Как-то в летнем лагере я оказалась в одной палате с девочкой, которая лунатила. Она сразу предупредила, что может ходить среди ночи. Первая половина смены прошла спокойно, а вот потом началось...
Однажды ночью Наташа встала с постели, приблизилась к кровати соседки, схватила ее за плечи и стала сильно-сильно трясти. Со стороны казалось, что она ее душит.
В комнате начался переполох, визг и крики. На шум сбежались вожатые, но никакими силами разбудить или оттащить Наташу не удавалось. Тут кто-то вспомнил примету: чтобы разбудить лунатика, нужно бросить ему под ноги мокрое полотенце. И это сработало! Она проснулась. До конца смены затевала «ночные прогулки» еще несколько раз, но больше не буянила».
«На своих 200 кошек я потратила 2 миллиона рублей» — кошатники про траты и личную жизнь>>
Марина (Орехово-Зуево):
«Моя знакомая в детстве была лунатиком. В доме стоял огромный гардероб, на который она залезала во сне непостижимым образом. Девочка сидела на шкафу, свесив ноги, а на рассвете раздавался пронзительный крик: «Снимите меня!» На возгласы подруги прибегали заспанные родители.
Ее сын в возрасте 5-6 лет тоже лунатил. Он выходил из детской комнаты, шел в спальню родителей и молча стоял возле кровати, возвращался к себе. Будить мальчика боялись, думая, что это может напугать его и сделать заикой. На утро Максим не мог вспомнить ночное хождение и считал, что над ним шутят».
Маменькины сынки: «Я живу с бабушкой ради квартиры»>>
Евгений, 25 лет (Раменское):
«В детстве я часто лунатил. Родители рассказывали мне про мои ночные похождения, но сам я ничего не помню. По ночам я мог выйти погулять. Во сне мне казалось, что я иду гулять с друзьями или в школу. Однажды ночью, мне было лет 10, родители услышали, что я вожусь в коридоре. Думали, что, как всегда, немного полуначу и лягу спать. Но я вышел из квартиры.
На вопрос отца, куда я собрался, ответил, что иду гулять с собакой. На поводок привязал пару зимних ботинок и в тапочках вышел на лестничную клетку.
Папа кое-как уговорил меня вернуться в постель. После этого я стал бояться, что выйду на улицу во сне, а родители не услышат. Наверное, этот страх и помог мне избавиться от лунатизма».
Трэш‑свидания: водка вместо цветов, приглашение на секс и страшная девушка>>
Сергей (Ступино):
«В шестилетнем возрасте мой сын Никита вдруг начал ходить во сне. Вскакивал среди ночи и бродил по квартире. При этом он обходил мебель, перешагивал через игрушки, открывал двери… На оклики не реагировал. Но однажды мы с женой поняли, что лунатизм не так уж безобиден.
Я услышал, что сын пошел на кухню, и, еле продрав глаза, отправился за ним. Пока воткнул ноги в тапочки и вышел из комнаты, чудо-чадо уже шагало обратно. Я решил проверить, что же он делал на кухне.
Это спасло всю семью. Я обнаружил, что сын повернул все ручки на плите и пустил газ!
Я стал ломать голову, как положить этому конец. На следующую ночь мы положили у постели сына пластиковый коврик с упругими щетинками. Расчет оказался верным – в первую же ночь сын, выбравшись из кровати, встал голыми ногами на «опытную площадку». Коврик оказался колючим и щекотным, так что Никита заметался из стороны в сторону и в конце концов проснулся, удивленно огляделся и лег обратно в кровать. Несколько ночей подряд сцена повторялась, после чего сын перестал предпринимать попытки к полуночным вылазкам».
«Я трачу ползарплаты на такси»: московские студенты о заработке и тратах>>
Алена (Талдом):
«Мой муж Виталий (45 лет) разговаривает во сне, иногда у нас происходят забавные диалоги. Ночью слышу голос мужа: «Надо их купить». Решаю поддержать беседу: «Кого?» – «Поросят, они дешевые, по 12 рублей, и пушистые». Поворачивается на бок и спит дальше. Утром он о ночных разговорах не помнит и мне не верит, хотя сам рассказывал про лунатизм в юности.
В студенческие годы муж не только разговаривал, но и ходил по ночам. В основном, к холодильнику – учился он в голодные 90-е.
Как-то раз ночью он заварил себе чай в сахарнице, а утром следы ночного чаепития были повсюду на столе. А однажды во сне шкаф держал. Землетрясение, говорит, так и держал шкаф почти час, пока «землетрясение» не закончилось, а потом дальше спать пошел».
«Перед коллегами я светская львица, а на деле – принцесса на бобах» – люди о жизни в долг >>
Ольга, 25 лет (Протвино):
«Мои ночные бдения ограничивались странной болтовней, частенько просыпалась ногами на подушке. Старший брат тоже разговаривал во сне и ходил, но недалеко. Иногда будил меня вопросами типа: «Мои билеты у собаки?» Мама рассказывала, что из нашей сонной тарабарщины получалось нечто похожее на разговор.
Утром смеялись над этим всей семьей. Никто тогда не парился насчет нервных расстройств.
Забавные истории происходили с моей подругой, которая в 6 лет тоже лунатила. Дело было летом в деревне у бабушки с дедушкой. Как-то утром они не обнаружили внучку в постели и отправились на поиски. Пару часов искали по всей деревне и уже забили тревогу, когда заметили, что дворовый пес лежит на улице под дождем, а не в будке. Оказалось, что ребенок спал на собачьем коврике. Тем же летом ситуация повторилась — спящая внучка нашлась в курятнике».
«Из‑за «Шерлока» я развелась с мужем» — фанаты сериалов о своей зависимости>>
Наталья, 23 года (Мытищи):
«В детстве маме приходилось постоянно меня «ловить»: по ночам я лунатила. Когда она спрашивала, куда я собралась, в ответ слышала: «По делам».
Однажды мама застала меня у холодильника с кетчупом в руках, в другой раз – под душем, а зимой поймала в подъезде в одной пижаме.
Тогда она стала прятать ключи и перед сном поить меня отваром корня валерианы. Со временем лунатизм прошел сам собой».
«Адреналин ударил так, что я чуть не побежал по воде» — россияне о рекордах Книги Гиннесса>>
Анастасия, 20 лет (Мытищи):
«Как-то я осталась ночевать у подруги Алены. С нами была еще одна еще одна девушка Настя. Мы с ней легли на пол, Алена – на кровать. Она крепко уснула, а мы болтали. Ночью Алена вдруг садится на кровати, глаза закрыты. Встает и идет в коридор.
Подходит к зеркалу и говорит: «Какая же я красотка!», а затем возвращается в кровать.
Когда мы утром смеялись над этой ночной выходкой, она нам не поверила».