Владимир Зельдин: «В 101-й день рождения для меня главное — выйти на сцену»
Советский и российский актер театра и кино, артист Центрального академического театра Российской армии Владимир Михайлович Зельдин 10 февраля отмечает свой день рождения — 101 год. Зельдин — уникальный человек, единственный из народных артистов СССР, который в столь почтенном возрасте продолжает играть в спектаклях. В интервью РИАМО актер поведал свой рецепт долголетия, рассказал, почему он недоволен современным кинематографом, и что для него главное в жизни, поделился воспоминаниями о советском времени и планами на день рождения.
Режиссер Юрий Быков: про «дураков», фильм об Украине и работу с Хабенским>>
О возрасте
Владимир Зельдин на сцене.
Фото: сайт Центрального Академического Театра Российской Армии
«На мой столетний юбилей в прошлом году Юлий Гусман в качестве подарка поставил спектакль, в котором принимали участие мои коллеги из других театров и я. Действие сопровождалось фрагментами из кинофильмов, в которых я снимался — это был замечательный праздник, уникальный в своем роде! 101 год широко отмечать я не планирую. Для меня самое главное — в свой день рождения выйти на сцену и сыграть спектакль „Танцы с учителем“, а потом будет небольшой банкет, на котором мои коллеги меня поздравят.
Также 17 февраля в Доме художника состоится мой творческий вечер, который организовывает моя супруга Иветта Евгеньевна Капралова — приходите, буду рад!»
«Я — советский человек»
«Я сожалею о распаде СССР — это очень печально. Помню некоторые кадры кинокартины „Свинарка и пастух“ выдающегося режиссера Ивана Пырьева, которые мы снимали на ВДНХ, где проходила в то время сельскохозяйственная выставка, на мой взгляд, уникальная, объединившая в себе все таланты и способности республик, входивших в состав Советского Союза. Нам удалось попробовать там настоящий плов, бешбармак, шашлык...
Я — советский человек, воспитывался при советском режиме, и взгляды мои не поменялись. Можно бесконечно вспоминать те времена, но, к счастью, я настолько загружен игрой в четырех спектаклях, что ностальгировать мне попросту некогда».
Байки о Большом театре: «тараканы» Лужкова и «труп» лекаря>>
О современном кинематографе
Владимир Зельдин на сцене.
Фото: сайт Центрального Академического Театра Российской Армии
«Современным кинематографом я не интересуюсь — он какой-то темный, унылый, там очень много криминала, интриг, фальши и мало сути. Куда-то подевался крупный план, душевные песни, которые напевала бы вся страна, из сюжета исчезла мораль, поучительность. Современный российский кинематограф лишен истины страстей и правдоподобия чувств. Возьмите картины прошлых лет — какие они добрые! Какие были актеры! Я даже не возьмусь всех перечислить, потому что боюсь кого-то не назвать, а это будет несправедливо. Я счастлив, что жил в период, когда кино было искусством! Именно та эпоха сформировала меня как личность, как актера, закалила».
О здоровом образе жизни
«Я помню голод, коммуналки — меня сейчас ничем не удивить. Самой главной профессией в своей жизни я считаю терпение, которое у меня выработано долгими годами — именно оно помогает мне до сих пор выходить на сцену. К тому же, я никогда не пил, не курил, занимался спортом, плавал, катался на лыжах и до сих пор соблюдаю режим, несмотря на то, что возраст мне уже не позволяет физических нагрузок».
«Во время войны мы с труппой театра Российской, а на тот момент — Советской армии, выезжали на фронт с концертами. В один из таких выездов я познакомился с Валентиной Степановной Гризодубовой — героем СССР, командиром гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Мы крепко с ней подружились и встречались не раз в мирное время. Валентина Степановна очень любила литературу, поэзию, помню, в воскресные дни мы собирались в ее квартире на Ленинградском шоссе, читали стихи, пели, она играла на фортепьяно...Это было незабываемое время!»
Максим Дунаевский: о «Евровидении», «Новой звезде» и работе с Бортко>>
О России и Путине
Владимир Зельдин и Борис Ельцин с супругой.
Фото: сайт Центрального Академического Театра Российской Армии
Помню случай, когда немцы находились уже под Москвой, большинство людей эвакуировали, а нам пришлось остаться и продолжать снимать реальную сказку «Свинарка и пастух», но никто не боялся, все почему-то были уверены, что Москва останется невредимой. Ночью по спискам мы дежурили на крышах своих домов, тогда мы были едины одним духом. «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить». Россия — удивительная страна! Государства с такой территорией, природным богатством, культурой, историей больше в мире нет. И именно сейчас мы должны объединиться вновь — это очень важно. Владимир Владимирович Путин во время своего визита во Францию посетил русское кладбище, где находятся могилы как «красных», так и «белых», и сказал очень мудрую фразу: «Все мы дети одной матери — России». А вообще, культура имеет первостепенное значение, потому что она является душой нации, которая призвана побеждать все негативные явления в стране.
Об актерском подвиге
«Самое важное в профессии актера — терпение и призвание, как и в любой другой профессии. Врач тогда может по праву называться врачом, если боль пациента чувствует, как свою собственную. Наша профессия без темперамента, обаяния, голоса, эмоциональности не может состояться. Также она очень зависима от многих обстоятельств — репертуара театра, режиссуры, коллектива. Прожить в этом довольно-таки сложном мире искусства целую жизнь и добиться каких-то результатов — это подвиг. Я считаю, что много ролей не сыграл, но я рад тому, что имею».
Антон Хабаров: «Театр как рентген – артиста видно насквозь»>>
О главном в жизни
Владимир Зельдин на сцене.
Фото: сайт Центрального Академического Театра Российской Армии
«Главное, чтобы человек оставался человеком, не превратился в животное. Как у Бога есть 12 заповедей, так и у меня есть одна своя из спектакля „Человек из Ламанчи“: „Вдохни всей грудью живительный воздух жизни и задумайся над тем, как ты должен прожить ее. Не называй своим ничего, кроме своей души. Ты — не то, что ты есть. Ты — то, каким ты хочешь и можешь стать. Смотри вперед. В прошлогоднем гнезде птенцов уже не найти...“. Несмотря на то, что этот спектакль был поставлен еще в 60-е годы, он до сих пор актуален и популярен, ведь в нем затронута самая животрепещущая проблема — человечности и внутренней красоты.
Хочу процитировать своего героя Дон Кихота: „Мечтать — пусть обманет мечта. Бороться, когда побежден. Искать непосильной задачи и жить до скончания времен!“. Живите долго-долго и будьте счастливы!»
Никас Сафронов: про Софи Лорен, Павленского и современную женщину>>
Маша Март