Ветеран Николай Марков из Подмосковья: тысяча дней до Победы

Ветеран Николай Марков из Подмосковья: тысяча дней до Победы
Люди

Материал подготовлен Протвинским ИА>>

Гвардии полковник Николай Корнилович Марков - один из тех, кто прямо со школьной скамьи ушел на фронт и прошел всю Великую Отечественную - он провел в действующей армии 1021 день, завоевал множество наград. О том, что такое служба сапера, и за что он получил свои главные награды - Красную Звезду и медаль «За отвагу», ветеран рассказал корреспонденту Протвинского информагентства.

Солдаты Великой Победы: жители Подмосковья об отцах-фронтовиках>>

С выпускного бала - на войну

Николай Марков родился в 1923 году в деревне Нижняя Ваеньга Архангельской области.

«В 1941 году я окончил десятый класс. Выпускной вечер был в субботу, 21 июня. Стояли белые ночи, и мы гуляли до утра. Когда ложились отдыхать, не знали, что на западных границах уже идут бои. Днем по радио сообщили – началась война. Все ребята из нашего класса ушли на фронт. Из десяти живыми вернулись только трое», - вспоминает ветеран.

В 17 Николай пошел в армию. Вдвоем с товарищем их отправили в Архангельск, в Борисовское военно-инженерное училище. Приняли без экзаменов: сразу после медкомиссии объявили, что они зачислены курсантами. Готовили по ускоренной программе, обучение должно было занять девять месяцев, но отучились новобранцы всего три. Вчерашние курсанты стали младшими лейтенантами.

«Мы знали ситуацию на фронте и понимали, почему срок обучения был сокращен. Мы получили солдатское обмундирование, поскольку офицерского не было, и 23 октября нас погрузили в эшелон», - рассказывает Николай Корнилович.

Молодых саперов повезли на юг страны. Добирались долго, почти месяц: двигались в основном по ночам, во время налетов немецкой авиации эшелон останавливался, и люди «рассыпались» в поле. Были и убитые, и раненые. Стояли, пока шел ремонт путей, разбитых немцами.

«В Батайске мы увидели, как на другом берегу Дона горит Ростов. Меня направили в 26-ю саперную бригаду, а оттуда командиром взвода в отдельный 1616-й саперный батальон. Оружия у нас еще не было. Наши солдаты-призывники не получили обмундирование, даже командир батальона был одет в гражданское», - вспоминает ветеран.

Ветеран из Рошаля: как освобождал Сталинград и встретился с китами в океане>>

Сапер - всегда на острие атаки

Николай Корнилович Марков на параде 9 мая

Фото: Светлана Ионова, Протвинское ИА

В 1943 году батальон, в котором служил Николай Корнилович, направили на Центральный фронт в 65-ю армию под командованием генерала Павла Ивановича Батова. До самого Дня Победы эта армия была в боях.

«Где находятся саперы, если наши войска заняли оборону? В первую очередь – впереди пехоты, устанавливают заграждения, чаще всего – мины. А если наши войска наступают, -снова впереди пехоты, делают проходы в заграждениях, участвуют в прорыве сильно укрепленных участков обороны противника, нередко действуют совместно с войсковой разведкой», - объясняет Николай Корнилович.

Помимо переправ через реки, приходилось делать проходы в минных полях немцев. «Разминировать их часто приходилось под огнем противника. Просвистит пуля над головой - думаешь: раз просвистела, значит, не моя. И разминируешь дальше», - говорит ветеран.

В июне 1943 года были минные поля под белорусским Бобруйском. В сложных условиях за короткое время удалось сделать проход для наших войск, за выполнение этого приказа Николай Марков был награжден Орденом Красной Звезды.

Ветеран из Лосино-Петровского: о друзьях-товарищах и любимой «Катюше»>>

Медаль «За отвагу»

Николай Корнилович Марков на «Уроке мужества»

Фото: Иван Анисимов, Протвинское ИА

Еще одну памятную награду – медаль «За отвагу» заслужил за разминирование участка для прохода советских войск под польским городом Грауденцем (Грудзянском). Медаль «За отвагу» вручается за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и исполнении воинского долга, это высшая награда в СССР.

«Окруженный гарнизон долго не хотел сдаваться, но мы их прижали, и выбора у них не осталось. В плен сдалось около 6 тысяч немцев», - вспоминает ветеран.

В марте 1945 года 118-й гвардейский Краснознаменного ордена Суворова стрелковый полк в составе 65-й армии готовился к штурму польского города Грауденц. Командир отдельного саперного взвода Николай Марков получил приказ – исследовать местность в районе железнодорожного переезда на наличие минных заграждений и в случае обнаружения устранить их, обеспечив продвижение основных сил.

Для обнаружения мин использовался щуп – палка, на конце которой прикреплялась стальная проволока или штык от винтовки Мосина. Щуп был более надежным и эффективным средством по сравнению с громоздкими миноискателями того времени, поясняет ветеран.

Минное поле обнаружили в непосредственной близости от вражеских позиций. Саперный взвод оказался под сильным пулеметным огнем противника. Передвигаться приходилось ползком, используя рельеф местности как укрытие. Взвод начал расчищать путь для наших войск. Бойцы Маркова не только обезвреживали мины, но и подавляли вражеские огневые точки. Выполнять задачу под шквальным огнем неприятеля – привычное дело для сапера. Всего было обезврежено более пяти десятков противопехотных и противотанковых мин.

Во время боя у железнодорожного переезда Николай Марков заметил автомобиль, двигающийся по дороге из тыла, в зоне поражения противника. Командир саперов бросился к автомобилю, чтобы предупредить об опасности. Одним из пассажиров оказался командир полка генерал Рахимов. Он был известен тем, что еще во время Гражданской войны был награжден революционным командованием красными штанами – знаком особого доверия и почета. Между Рахимовым и Марковым состоялся короткий разговор. Генерал увидел, в каких тяжелых условиях саперный взвод ведет бой и сообщил, что все бойцы подразделения будут представлены к наградам.

Такова служба сапера – быть на острие атаки. Взвод выполнил приказ. За время боя подразделение Николая Корниловича не понесло ни одной потери. Благодаря его талантливому командованию и мужеству бойцов основные силы 65-й армии успешно выполнили задачу, поставленную верховным командованием. За мужество и решимость Николай Марков получил заслуженную медаль.

Блокадный дневник Вали Мироновой: как считали картошку и мечтали выжить>>

Переправа через Одер

Особо запомнилось ветерану и форсирование Одера. У реки было два рукава: Вест-одер и Ост-одер – шириной от 100 до 200 метров, а между ними трехкилометровая пойма. Восточный рукав форсировали 20 апреля 1945 года. Останавливаться на воде было нельзя, форсировали и второй рукав. Операция проводилась ночью. Взвод Николай Маркова получил задачу соорудить из подручных материалов плавсредства и на них доставить наши войска на берег, занятый противником.

«Мой друг – командир стрелковой роты Александр Петрович Николаев 23 апреля 1945 года со своим подразделением первым ворвался на западный берег. Его гвардейцы выбили немцев из траншеи и закрепились на берегу. Впоследствии Александру присвоили звание Героя Советского Союза. Следом за ним на трех надувных лодках А-3 шли мы – саперы, подвозили Николаеву артиллерию, боеприпасы, людей. Заняли плацдарм за Одером», - рассказывает ветеран.

Впереди была равнинная местность. Вскоре заметили танки противника. Хорошо, что взяли с собой несколько противотанковых мин и установили их на возможных местах прорыва. Начался массированный авиационный налет, немцы применяли зенитные снаряды, они рвались прямо над головами советских бойцов – в открытом окопе спрятаться было нельзя.

«Я хотел прыгнуть в маленький окоп, но не успел, ефрейтор Семен Сотников прыгнул в этот окоп быстрее меня, а я припал к земле рядом на бруствере. Налет закончился, Семен погиб - осколок попал ему спину. Его переправили на восточный берег и похоронили. У него в Белоруссии оставалась жена с дочкой, я потом написал им письмо», - вспоминает ветеран.

После войны, через польского полковника Януша Пшимановского, автора книги «Четыре танкиста и собака», ветеран узнал, где находится братская могила, куда перезахоронили останки его боевого товарища Семена Сотникова.

Люди в Подмосковье: блокадники Ленинграда о родном городе>>

Последний бой

«Солдатский телеграф» работал хорошо, мы были в курсе того, что делается на других участках фронта. Все ждали окончания войны, настроение было приподнятое. Но бой есть бой, каждому хотелось остаться живым, дома ждала семья, никто не хотел умирать в последнем бою», - признается ветеран.

Советские войска находились на побережье Балтийского моря у города Росток. Роты и полки были малочисленны. До берега оставалось пройти несколько километров через лес. Командир полка дал приказ – идти в атаку.

«Немцы сначала стреляли, а потом дрогнули и побежали, мы за ними. Вместе со старшим сержантом Мельником взяли в плен немецкого офицера, с другими пленными передали его разведчикам. Вышли к берегу, больше немцев не встретилось. Так на нашем участке закончилась война. Это было 3 мая 1945 года, и больше мы выстрелов не слышали. Восьмого мая мы узнали, что вечером, в десять часов по берлинскому времени, будет подписан акт о капитуляции», - вспоминает ветеран.

После войны Николай Маркович работал в атомной промышленности Советского Союза, в атмосфере сверхсекретности, участвовал в строительстве Семипалатинского полигона. В 1962 году переехал в подмосковный Протвино, работал в военно-строительных частях вплоть до 1974 года. Сегодня ветеран проводит «Уроки мужества» и рассказывает школьникам, какой дорогой ценой завоевывал для них мир.

Иван Анисимов