Ветеран контрразведки Юрий Марьян — боец невидимого фронта

Ветеран контрразведки Юрий Марьян — боец невидимого фронта
Люди

Подполковник в отставке, ветеран госбезопасности Юрий Марьян из подмосковной Балашихи более 30 лет отдал службе в советской и российской контрразведке. На его счету — целый ряд успешно выполненных заданий государственной важности, от которых зависела безопасность страны и ее граждан. Хотя его разведывательная деятельность до сих пор засекречена, о том, как попал в контрразведку, Юрий Владимирович рассказал корреспонденту Балашихинского информагентства в свой профессиональный праздник — День военной контрразведки, который отмечается 19 декабря.

Солдаты Великой Победы: жители Подмосковья об отцах-фронтовиках>>

Потомственный военный

Юрий Марьян родился в 1952 году в Сочи. В его семье защита Родины была делом нескольких поколений. Дедушка Иван Кириллович погиб во время Великой Отечественной войны. Отец Владимир Ефремович тоже был участником Великой Отечественной, а в 1946 году по партийному набору был призван в охрану Иосифа Сталина и до самой смерти в 1982 году работал на различных оперативных должностях в КГБ, в 1964-1969 направлялся на усиление военной контрразведки в группу советских войск в Германии. О том, насколько опасна была эта работа, говорит тот факт, что к его многим фронтовым наградам добавился Орден Красной Звезды.

Прошла войну и мама Юрия Ольга Ивановна. Она служила военной линейной связисткой и прошла славный боевой путь от Кубани до Берлина. Бойцы 301-й Сталинской дивизии освобождали город Сталино (ныне Донецк), Одессу, Бендеры, участвовали в захвате рейхсканцелярии Гитлера в Берлине.

Юра Марьян рос всесторонне развитым: прекрасно играл в шахматы, имел первые разряды по стрельбе, самбо, плаванию, настольному теннису и баскетболу. События 1969 года на острове Даманский, где произошли вооруженные столкновения на границе СССР и Китая, были незадолго до того, как Юра закончил школу № 17 города Котбус в ГДР. Поэтому молодой человек без колебаний выбрал Московское высшее пограничное командное краснознаменное училище (МВПККУ КГБ при СМ СССР). Конкурс в тот год был около 30 человек на место, и несмотря ни на что, Юрий поступил.

В годы учебы Московская область стала для Юрия второй родиной: здесь он познакомился со своей будущей женой. Сегодня в Подмосковье живут его родные, друзья, сослуживцы.

После окончания училища Юрий Владимирович был направлен служить замполитом 21-й заставы на границу с Норвегией, участницей блока НАТО. Это был самый острый участок границы в Северо-Западном пограничном округе (СЗПО). Провокации происходили регулярно. Недавний выпускник училища неоднократно участвовал в задержаниях нарушителей границы, активно работал с местным населением.

Пограничник из Истры: «Купание в фонтанах - это не для нас»>>

Боец невидимого фронта

Успешная служба Юрия Марьяна была замечена, и он получил предложение перейти на работу в органы военной контрразведки. Оперативная работа давно привлекала внимание Юрия, и он без колебаний перешел в разведывательную структуру.

Его направили сразу на практическую работу в 73-й Краснознаменный Ребольский погранотряд в Карелии, у границы с Финляндией, которым курсантов пугали еще в училище. Говорили так: «есть на свете три дыры — Кушка, Реболы, Мары». В то время в рамках взаимовыгодного сотрудничества финны начали строить на этом участке Костомукшский горно-обогатительный комбинат.

«Даже сейчас не имею права рассказывать обо всех враждебных происках, которые нами были своевременно вскрыты и пресечены», — рассказывает Юрий Владимирович. Зато орден «Знак Почета», которым его наградили в мирное время, говорит сам за себя.

После шести лет службы в Карелии состоялся долгожданный перевод в Ленинград. Марьяну было поручено проверить работу отдельного контрольно-пропускного пограничного пункта (ОКПП) «Ленинград», который считался самым и престижным на северо-западном участке.

Казалось, жизнь удалась: новая квартира в Ленинграде, поступление в Высшую школу КГБ СССР, майорское звание в день 30-летия, большая редкость по тем временам, престижный участок работы — оперативное обслуживание лучшего в погранвойсках ОКПП «Ленинград».

Но Юрий Владимирович, как человек с холодным умом, горячим сердцем и чистыми руками, не мог закрыть глаза на то, что творилось рядом.

Целый год кропотливой оперативной работы, в условиях тотальной круговой поруки от солдат до старших офицеров, потребовался для раскрытия истинного положения дел в этом «придворном» подразделении, которая оказалась «кормушкой» для некоторых московских чиновников, рассказывает бывший контрразведчик. Подготовленная Марьяном оперативная справка вызвала у них шок.

«Такого давления я больше не испытывал за всю службу. Чем только не грозили: исключить из партии, выгнать из органов с волчьим билетом», — вспоминает Юрий Владимирович.

Наверное, так бы и произошло, но начальник Особого отдела по СЗПО, фронтовик, генерал-майор Александр Васильевич Стоноженко тогда лично обратился за защитой своего сотрудника к Георгию Карповичу Циневу, который курировал военную контрразведку. «Правда восторжествовала, но из любимых погранвойск мне все же пришлось уйти», — сожалеет контрразведчик.

Рыцари неба: династия военных штурманов Вахитовых из Подольска>>

Старая гвардия

Его дальнейшая служба проходила уже в Северо-Кавказском военном округе. Но Юрий Марьян никогда не искал спокойной жизни, даже в «курортном» отделе Сочинского гарнизона. Командировки на ликвидацию последствий аварии на Чернобольской АЭС в июне-августе 1986 года, в полыхавший Азербайджан, Армению, два грузино-абхазских конфликта — много чего было. Обо всем и не расскажешь — такова специфика работы военного контрразведчика. Такие специалисты как Юрий Марьян являются бесценным кладезем опыта для нынешних оперативных сотрудников.

Тридцать лет безупречной службы, ни одного взыскания — обычная жизнь рядового старшего опера по особо важным делам. «Таких, как я, много в старой гвардии, нам есть, чем поделиться с молодежью», — добавляет Юрий Марьян.

Девушка-полицейский из Долгопрудного: о сложной работе и сериалах о ментах>>

Игорь Ершов