Ветеран из Павловского Посада Борис Медведев: «Я три державы покорил…»

Ветеран из Павловского Посада Борис Медведев: «Я три державы покорил…»
Люди

Материал подготовлен Павлово-Посадским ИА>>

Подмосковный ветеран Борис Дмитриевич Медведев - один из немногих, от кого еще можно услышать о событиях Великой Отечественной из первых уст - о Сталинградской битве и Курской дуге, об освобождении Украины и взятии Берлина. «Я шел к тебе четыре года, я три державы покорил…» – эти строки из песни Михаила Исаковского как раз о его судьбе. Воспоминаниями и войне и размышлениями о современном мире ветеран поделился с корреспондентом Павлово-Посадского информагентства.

Солдаты Великой Победы: жители Подмосковья об отцах-фронтовиках>>

Студентом ловил «зажигалки»

Борис Медведев родом из Шатурского района Московской области, позже семья переехала в Павловский Посад. Отец был столяром и плотником – он строил страну Советов. «Отец мой участвовал в строительстве нескольких заметных в нашем городе объектов, например, ДК «Филимоновский» (в прошлом клуб шелкоткацкой фабрики им. Я. Свердлова), уважали и ценили его люди…», – рассказывает Борис Дмитриевич.

К началу войны Борис Медведев (1924 года рождения) успел окончить первый курс Московского станкостроительного техникума.

«На втором курсе вместо учебы мы, студенты, все больше дежурили по ночам на крышах московских многоэтажек, на случай если со вражеских самолетов будут сбрасывать «зажигалки», а затем, по мере продвижения фашистских войск к столице, отправились на рытье окопов и траншей», – вспоминает ветеран.

Ветеран из Рошаля: как освобождал Сталинград и встретился с китами в океане>>

Всю войну прошел с иконой Богородицы

Фото: из архива Павлово-Посадского ИА

Фронтовая жизнь для Бориса Медведева началась 18 августа 1942 года, когда его, едва перешагнувшего 18-летний рубеж, призвали в действующую армию.

«Не могу сказать, что мои родители были глубоко верующие люди, но, провожая меня в действующую армию, отец подарил мне маленькую иконку Казанской Божией матери, которую я пронес с собой через всю войну. Может быть, именно она и сохранила мне жизнь, ведь столько друзей моих в те дни погибло, а я – живой, хоть и был неоднократно тяжело ранен», - – говорит Борис Дмитриевич.

Тогда, летом 1942 года, после Харьковского «котла», под натиском противника советская армия вынуждена была с боями отступить к Волге. Именно туда, в пекло Сталинградской битвы, и был направлен в составе 19-ой Гвардейской артиллерийской бригады, вооруженной гвардейскими минометами БМ-31, новобранец из Павловского Посада.

«Морозы той зимой были страшные, очень трудно было, несмотря на то, что обмундирование командование выдало нам очень теплое. Вообще, несмотря на весь ужас, что творился под Сталинградом, сейчас, спустя годы, почему-то первое, что вспоминается, что стало для меня символом тех событий, – сильный холод, впрочем, как и необыкновенная жара при воспоминаниях о Курской дуге…», – делится Борис Дмитриевич.

Сталинград, Курская дуга, освобождение Киева, Житомира, Бердичева, Белой Церкви и многих других украинских городов, кровопролитные бои на Сандомирском плацдарме в 1944 году, взятие Дрездена, Берлина… Победу Борис Дмитриевич встретил в Праге, куда в начале мая 1945-го перебросили часть, в которой он служил.

Ветеран из Лосино-Петровского: о друзьях-товарищах и любимой «Катюше»>>

Такой хрупкий мир

Фото: из архива Павлово-Посадского ИА

По окончании войны 19-я Гвардейская артиллерийская бригада оставалась некоторое время в составе группировки советских войск в Вене, а затем, осенью 1946-го, была переброшена на «ощетинившуюся» бандеровскую Львовщину, в город Нестеров.

«Опасно там было в те годы, пожалуй, даже больше чем в Германии. На Родине фашизма мы, советские военнослужащие, могли запросто ходить без оружия, в то время как в своей стране такая беспечность могла бы обойтись дорого. Если, к примеру, командиру надо было куда-то пойти, то мы были обязаны в некотором отдалении и с автоматом сопровождать его до места следования. Страшно это, несправедливо! Столько жизней наших воинов было отдано за освобождение, в том числе и Западной Украины, от ига немецко-фашистских захватчиков, а приходилось погибать на своей земле уже и после победы над врагом», - рассказывает Борис Дмитриевич.

Сегодня он с горечью говорит о событиях на Украине. «Нельзя оставаться равнодушным к тому, что фашизм поднимает свою голову, переписывается история и где – на Украине, которая столь пострадала от «коричневой чумы»!», – восклицает ветеран.

Блокадный дневник Вали Мироновой: как считали картошку и мечтали выжить>>

Он вспоминает, как встречали солдат-победителей…

«С какой радостью встречали нас киевляне. Большинству их родных, близких и знакомых не довелось дожить до освобождения, но те немногие, что остались, не могли сдержать слез счастья при виде входящих в город советских войск и, несмотря на то, что сами были голодны, старались угостить нас чем-нибудь вкусным…», - рассказывает ветеран.

Борис Медведев демобилизовался только в мае 1947 года. Всю жизнь, 42 года, он проработал на производстве - шелкоткацкой фабрике им. Якова Свердлова, отмечен многими наградами, в том числе медалью «За трудовую доблесть» и серебряной медалью ВДНХ.

Ветеран также активно участвовал и в патриотическом воспитании молодежи, много беседовал со школьниками и студентами на «Уроках мужества» и торжественных линейках.

«Здоровье сейчас, к сожалению, уже не то, а рассказать новому поколению о том, какое горе приносит война, а мир так хрупок, что всем нам нужно его беречь и охранять, необходимо!», - – уверен ветеран.

Спустя 70 лет свидетелей тех грозных лет остается все меньше, как говорят киношники – это «уходящая натура», поэтому воспоминания ветеранов особенно ценны, и так важно сохранить их для будущих поколений.

Люди в Подмосковье: блокадники Ленинграда о родном городе>>

Марианна Троицкая