Ведущий онколог Подмосковья: О новейших методах лечения рака

Ведущий онколог Подмосковья: О новейших методах лечения рака
Люди

Всемирный день борьбы с раком отмечается 4 февраля. С каждым годом число онкобольных растет во всем мире. В России при этом по-прежнему не хватает специалистов, не решена проблема ранней диагностики онкологических заболеваний и доступности лечения. О новой системе оказания онкологической помощи в Подмосковье, экспериментальных методиках борьбы с раком и о лекарствах нового поколения, в интервью РИАМО рассказал доктор медицинских наук, профессор, главный врач Московского областного онкологического диспансера Александр Серяков.

- Александр Павлович, какова статистика по заболеваемости и смертности от рака в Московской области?

- Показатели по прошлому году пока просчитываются. Мы располагаем данными за 2013 год, и по сравнению с 2012 годом наблюдается увеличение численности заболевших. В 2013 году показатель заболеваемости раком в Московской области составил 342,1 на 100 тысяч населения, что на 2,5% выше уровня 2012 года – 333,5 на 100 тысяч населения. Всего же случаев злокачественных новообразований выявлено более 24 тысяч, из них 10 тысяч у мужчин и 14 тысяч у женщин. Что касается смертности, то этот показатель в 2013 г. составил – 233,4 на 100 тысяч населения.

- Какие виды онкозаболеваний наиболее распространены в регионе?

- За последние три года в Подмосковье зафиксировано меньше случаев заболеваний раком желудка, легкого, прямой кишки, меланомы кожи и гортани. Зато участились случаи рака тела матки, шейки матки, лейкозов и рака кожи.

- Что чаще всего становится причиной заболевания раком?

- В 90-95% случаев рак развивается от нездорового образа жизни (курение, питание, алкоголизм) и загрязненной окружающей среды. Рак развивается по причине повреждения ДНК. Его развитию противостоит система восстановления повреждений (противоопухолевый иммунитет). Непосредственным фактором повреждения ДНК могут являться физические причины, при которых происходит изменение ДНК или разрыв цепи.

Что касается генетической предрасположенности к раку, то для развития онкологических заболеваний необходимо возникновение мутаций в нескольких генах одной клетки, что нарушает баланс клеточного роста и деления. Некоторые из этих мутаций могут являться наследственными и уже существовать в клетке, другие же могут произойти в течении жизни человека.

На сегодняшний день хорошо изучено уже несколько онкогенов, таких как «HER2/neu» (прогностический неблагоприятный тип рака молочной железы, рака желудка) и «ras» (рак толстой кишки и др.). Исследуются новые гены, участвующие в процессе образования опухолей, но окончание этих исследовательских работ еще «за горами».

Первый онкологический кластер создадут в Подмосковье до 2016 года>>

- Существует ли проблема доступности ранней диагностики онкологии в Подмосковье? На какой стадии, как правило, у нас выявляется рак?

- Процент диагностики рака на ранней стадии в Подмосковье не худший, по сравнению с другими регионами нашей страны. Мы уже формировали бригады онкологов для выезда в районы Подмосковья для массового обследования населения, и будем продолжать эту работу. В 2013 году в более чем 51% случаев рак выявлялся на первой-второй стадии, более 26% - третья стадия, около 18% - четвертая.

В нашем диспансере, кроме морфологической и лабораторной диагностики опухолей, представлена лучевая диагностика (рентген, в том числе маммография, аппараты УЗИ, КТ, МРТ). Конечно, их доступность (очереди, транспорт) еще далека от мирового уровня. Среди задач на ближайшие годы – сделать доступными инновационные методики, в частности, проводить позитронно-эмиссионную томографию, совмещенную с компьютерной.

Уже сейчас в Московской области формируется трехуровневая система оказания онкологической помощи. На первом уровне – 77 онкологических кабинетов, на втором – 11 специализированных отделений и, наконец, третий уровень – это Московский областной онкологический диспансер и Московский областной научно-исследовательский клинический институт. В 2015 году планируются еще преобразования. Так, наш диспансер переименуется в Московский областной онкологический клинический центр, а шесть отделений второго уровня - Подольск, Коломна, Сергиев Посад, Клин, Дедовск, Одинцово - станут нашими филиалами. Таким образом, больные смогут получать консультации и проходить лечение в своем районе.

В апреле 2015 года в Балашихе и Подольске начнется строительство новых онкорадиологических центров (или Центров ядерной медицины), которые планируется открыть в 2017 году. Это позволит стимулировать раннюю диагностику на основе страховой медицины. Инновационные методы лечения напрямую зависят от инновационных методов исследования. Поэтому мы также планируем открыть молекулярно-биологическую лабораторию, которая позволит изучать и выявлять молекулярные изменения в раковой опухоли.

В России в целом выросла смертность от рака шейки матки, и мы должны следовать примеру передовых стран, в частности, Финляндии, где фактически уничтожено это заболевание, благодаря новейшим методам скрининга и вакцинации. В Балашихе уже появилась аппаратура для скрининга этой опухоли (методика жидкостной цитологии) - в Московском областном перинатальном центре и в Московском областном онкологическом центре. Эти учреждения работают на всю область.

Жители Подмосковья смогут получать бесплатные консультации врачей-онкологов>>

- Главный шанс выжить для онкобольного – ранняя диагностика заболевания и своевременная терапия? Или это тоже не гарантия?

- Рак излечим, но только на ранней стадии. Для гарантированного излечения нужна современная диагностическая и лечебная база, четкая диагностика заболевания на ранней стадии. Это ключ к 99% успеха. Но тот же скрининг эффективен только в том случае, если он охватывает не менее 80% населения. Самый лучший скрининг - это человек, который заботится о своем здоровье. И уж точно одни онкологи с проблемой раннего выявления рака не справятся. К сожалению, наши женщины находят время на косметолога и маникюрные салоны, но не считают нужным прийти раз в полгода на УЗИ или сделать маммографию. Честно говоря, хочется уже в рупор говорить громко: «Приходите к онкологу, не бойтесь что-то у себя выявить!».

- Как часто нужно ходить на прием к онкологу?

- К онкологу, если вы здоровы, ходить не надо. А вот при подозрении на заболевание (по направлению врачей первичного звена или самостоятельно) вы должны обратиться за консультацией к онкологу. Чтобы не пропустить онкологию в самом начале, необходимо регулярно проходить обследования, диспансеризацию: гинекологический осмотр – раз в год, УЗИ молочных желез и маммография – раз в два года, компьютерная томография органов грудной клетки - раз в 3 года, эндоскопическое исследование желудка - раз в 3 года, пальцевое ректальное исследование - раз в год, ректоскопия (диагностика оболочки прямой кишки) - также раз в 3 года, профилактический осмотр у дерматолога - раз в год.

- Что может стать причиной для обращения к онкологу?

- Среди симптомов - сбои в работе кишечника и мочевого пузыря, долго незаживающие, зияющие раны или свищи, появление припухлости или деформации молочных желез или других частей тела, резкое похудение, снижение аппетита, нарушение глотания и пр. Как правило, к онкологу направляет врач первичного звена при обследовании пациента.

- Какие онкологические заболевания наиболее распространены у мужчин и у женщин?

- Повсеместно рак молочной железы стоит на первом месте среди женского населения, и Московская область не исключение. У мужчин превалирует рак простаты, на втором месте – рак кожи и только на 3-м – рак легкого. В целом по России ситуация несколько иная. У мужчин наиболее частыми являются рак легкого, желудка, кожи; у женщин - рак молочной железы, опухоли кожи и рак желудка.

По данным американских медиков, в среднем заболеваемость злокачественными новообразованиями среди мужчин в 1,5 раза выше, чем среди женщин, а в старших возрастных группах - более чем в два раза.

Единственное совпадение в различных регионах мира – это первое место за раком молочной железы среди женского населения. Этот факт еще раз демонстрирует важность самообследования молочных желез.

- Что касается методов лечения онкологических заболеваний, то это всегда хирургия, химиотерапия и облучение?

- Хирургическое лечение, лучевая терапия и лекарственное лечение (химиотерапия, иммунотерапия, таргетная терапия) – это «три кита», на который держится онкология. Эти методы могут применяться в разной последовательности, и это зависит от формы и стадии злокачественного новообразования. У больного могут быть применены все виды противоопухолевого лечения или часть из них. План лечения составляется мультидисциплинарной командой - онкологи хирурги, химиотерапевты, радиотерапевты.

Свыше 35 млрд руб вложат инвесторы в здравоохранение Подмосковья за 5 лет>>

- Исследований в области лечения рака проводится довольно много, в том числе и нашими учеными. В последнее время много разговоров про так называемые экспериментальные методы лечения (генная терапия, лазеротерапия, вакцинация против появления злокачественных клеток и пр.). Что из этого реально используется в России, и насколько эти методы эффективны?

- Экспериментальных методов лечения рака множество. В частности, наша клиника, многие другие федеральные и региональные клиники нашей страны проводят многоцентровые рандомизированнные исследования по изучению новых противоопухолевых агентов, часть из которых, пройдя все фазы исследования и регистрацию, получат статус противоопухолевого лекарства на основании большой доказательной базы (так называемая «доказательная медицина»). Секрет в том, что нам до завершения этих исследований и регистрации препарата запрещено публиковать какие-либо данные, относящиеся к конкретному протоколу лечения. Сам же больной обязательно подписывает информационное согласие на участие в экспериментальном лечении. Такие исследования нужны онкологической науке и практике будущего.

- Готовы ли вы уже внедрить в практику какие-то новые методы?

- Теоретическая и практическая медицина сегодня находится на пороге революционного прорыва в лечении пациентов, страдающих различными видами онкологических заболеваний в стадии метастазирования. Речь идет о препаратах, оказывающих влияние на генные структуры. В ходе многоцентрового исследования на первом этапе ученые берут у пациентов образцы опухолевых и здоровых тканей, которые подвергают генетическому анализу на 25 тысяч известных на сегодня генов. В каждом случае будут выделены те или иные генетические мутации, вызвавшие злокачественное перерождение клеток в организме. Обнаружение мутации позволит назначить пациенту именно то лекарственное лечение, на которое реагируют клетки новообразования, независимо от местонахождения опухоли в организме. Этот подход предполагает индивидуальный подбор лекарственных препаратов на основе анализа генетической карты новообразования у каждого пациента.

То есть, если сейчас человек, у которого диагностирован рак, ищет специалиста именно по определенному виду злокачественных опухолей, например, специалиста по раку легкого или раку молочной железы, то согласно новым исследованиям, методика лечения рака должна основываться на биологии опухоли, а не на ее расположении в теле человека. В будущем появятся специалисты, разбирающиеся в различных мутациях, и онкологические клиники станут планировать лечение в соответствии с профилем генетических мутаций в каждом отдельном случае развития злокачественного новообразования. Первые достижения в генетике опухолей мы уже используем в Московской области.

В последние годы были разработаны лекарства для лечения различных видов рака, созданные с учетом специфических генетических мутаций. В частности, ученые обнаружили, что лечение с помощью препарата «Герцептина» эффективно, прежде всего, для тех женщин, страдающих раком молочной железы, в клетках опухоли у которых имеется мутация гена, известного как HER2/neu.

Хирурги Дедовской больницы начнут делать онкологические операции в 2015 г>>

- Существует ли дефицит врачей-онкологов в Подмосковье. Каких специалистов не хватает?

- Кадровый состав в Московской области оставляет желать лучшего. Укомплектованность кадрами онкологов первого уровня (первичные онкологические кабинеты) - всего около 48%, второго уровня (онкологические отделения больниц) – 67%, и лишь третий уровень (наш диспансер и МОНИКИ) приближается к 99%. Все еще нет онкологов в Шаховском, Каширском районах. Врачи-совместители в городах Рошаль, Лотошино, Лосино-Петровский, Зарайск, Звенигород и Серебряные Пруды. Всего в Подмосковье работают 232 онколога, в том числе 11 детских, 23 радиолога.

- Еще одна из самых острых проблем в лечении онкобольных – обеспечение необходимыми лекарствами. Насколько эти препараты доступны (льготы, квоты и пр.), ведь многие стоят около 100 тысяч рублей? Какие проблемы с получением квот могут возникнуть?

- Не секрет, что с лекарствами бывают перебои. Но мы стараемся минимизировать эти риски. Онкопрепараты, в том числе дорогостоящие, находящиеся в списке ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты) подмосковные пациенты получают бесплатно по системе государственных гарантий, ОМС. Проблема возникает там, где препарат еще не внесен в федеральный список ЖНВЛП. И даже в этом случае, как правило, изыскиваются финансовые средства на их покупку, в том числе с привлечением фондов, например, «Подари жизнь» или инвесторов.

Ряд наших пациентов проходят лечение в федеральных онкологических и многопрофильных центрах Москвы по федеральной квоте. Пациенты, согласно перечню показаний, получают квоты на лечение в этих центрах. Здесь я тоже не вижу существенных проблем.

- Есть ли разработки подмосковных медиков по лечению от рака, например, ученых Биофармацевтического кластера «Северный», например, который создан на базе МФТИ?

- Задача Биофармацевтического кластера «Северный» развитие своей фармацевтической промышленности до 2020 года, в том числе планируется наладить выпуск онкологических препаратов. Это актуально на сегодняшний день, с учетом экономической ситуации в мире, санкций против России, тенденции к импорт-замещению.

- Наш уровень оказания помощи по-прежнему отстает от зарубежного? Что является основной причиной – отсутствие кадров, возможностей лечиться или финансирование онкологии?

- Возможность получать противоопухолевое лечение есть у любого нуждающегося в этом гражданина России, в том числе и жителя Подмосковья. Конечно, в России суммарные расходы на здравоохранение в процентах от ВВП порядка 3,5%, в Израиле - 7,7%, в Германии и Великобритании - по 11%, в США - 17,9%. Но даже при таком скромном бюджете здравоохранения, у нас хорошо налажена система обязательного медицинского страхования, которая покрывает значительную часть финансовых проблем, связанных с лечением онкологического больного.

Уровень оказания онкологической помощи жителям Подмосковья еще несовершенен. Однако за последний год мы сделали серьезный шаг по разработке и внедрению новых методик хирургического лечения опухолей. Обеспечение онкопрепаратами в 2014 году было намного лучше, чем в предыдущие годы. Мы пока отстаем в объемах радиологической помощи (лучевая диагностика и лучевая терапия). Но строительство онкорадиологических корпусов в Балашихе и Подольске значительно увеличит процент больных, получающих диагностику и лучевое лечение уровня европейских стран.

Ольга Швенк