УФАС Подмосковья: количество спама за пять лет сократилось в 10 раз
Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области выявляет различные правонарушения, в том числе, в сфере рекламы и торговли. С начала текущего года выявлено более 90 фактов нарушения Закона о рекламе и возбуждено более 270 административных дел. При этом больше всего нарушений в сфере рекламы совершается при распространении СМС-спама. О том, как УФАС Подмосковья борется с интернет-рассылкой, внедрении прозрачной процедуры электронных аукционов и работе с ценами на предприятиях питания в аэропортах, в интервью РИАМО рассказал заместитель руководителя подмосковного УФАС России Дмитрий Стрельников.
- Дмитрий Юрьевич, насколько можно говорить о развитии конкуренции на рекламном рынке в Московской области?
- В первую очередь степень развитости конкуренции должны оценить потребители Московской области - насколько прозрачен рынок предоставляемых им товаров и услуг. Вместе с тем существует ряд государственных мер, направленных на стимулирование конкуренции. Одним из последних документов в этой сфере является указ президента РФ, которым утвержден национальный план развития конкуренции в России. В частности, в нем говорится, что в сфере наружной рекламы доля государственного присутствия должна равняться нулю. Бизнес-сообщество способно самостоятельно регулировать этот вид деятельности.
- Какие препятствия для развития свободной конкуренции в регионе существуют и как их можно устранить?
- Антимонопольный орган на постоянной основе занимается выявлением правонарушений в самых разных отраслях, в том числе в сфере рекламы. Например, при проведении торгов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Здесь к основным нарушениям можно отнести недостаточное информационное освещение торгов, а также сокращение сроков приема заявок на участие в них. К тому же в ряде случаев выявляются признаки сговора между организатором - муниципалитетом и хозяйствующими субъектами - участниками таких торгов. Целью последних является размещение рекламных конструкций без конкурентной борьбы, за минимальные выплаты в бюджет. Напомню, что средства от размещения рекламных конструкций на объектах муниципального имущества в полном объеме должны поступать в бюджет муниципалитета. Полученные денежные средства могут быть направленны, в том числе, на социальные нужды.
Чтобы стимулировать конкуренцию на рынке, в прошлом году на территории Московской области все торги на право установки и эксплуатации рекламных конструкций переведены в форму электронных аукционов. Благодаря такому новшеству участие в аукционах стало доступнее - участникам не нужно никуда ехать, чтобы подать заявку. Кроме того, исключается личное общение между участниками аукциона и заинтересованными сторонами, что способствует большей прозрачности торгов. Этот наш опыт занял второе место в числе лучших практик территориальных органов ФАС России в 2017 году.
- Как много нарушений в сфере рекламы выявлено в Подмосковье в 2018 году?
- За истекший период выявлено более 90 фактов, свидетельствующих о нарушении Закона о рекламе, и возбуждено более 270 административных дел, в том числе за распространение СМС-спама без согласия абонента, отсутствие в рекламе всей необходимой для потребителя информации, недостоверную рекламу, а также установку наружной рекламы без разрешения.
- Получается, по одному факту нарушения может быть возбуждено несколько административных дел?
- Совершенно верно. Как правило, по одному факту возбуждается 1-2 дела. Например, в отношении юридического лица (рекламодателя / рекламораспространителя) и должностного лица (сотрудника, ответственного за распространение ненадлежащей рекламы). Выявленные нами 90 фактов нарушений по большей части касаются вопросов, которые рассматриваются комиссией антимонопольного органа. Например, о том, является ли распространенная реклама надлежащей или о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенного нарушения.
Уже длительное время мы применяем в своей деятельности институт предупреждения. Допустим, нами установлено, что орган местной власти бездействует или осуществляет действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции в определенном районе. В таком случае мы можем выдать ему предупреждение с описанием необходимых исправлений и их сроков. Если это выполняется, нарушитель не привлекается к административной ответственности. В противном случае возбуждается антимонопольное расследование, и комиссия заслушивает объяснения, оценивает полученные доказательства и принимает решение.
В случае принятия комиссией решения о наличии нарушения, оно является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности. В некоторых случаях, по решению суда, штраф может быть заменен на дисквалификацию лица сроком до трех лет.
- 90 выявленных нарушений за истекший период 2018 года - это много или мало?
- Это стабильная цифра, но обращений на самом деле намного больше. Ежедневно к нам поступают обращения от юридических и физических лиц, а также из органов прокуратуры и правоохранительных органов. Названная цифра - это только подтвержденные факты, а то, что на рассмотрении, исчисляется сотнями.
Например, граждан Московской области очень заботит размещение рекламы в подъездах. Однако порядок ее размещения в подъездах не регулируется Законом о рекламе. Это вопрос гражданско-правовых отношений, поэтому гражданам нужно обращаться в суд или разрешать споры о запрете распространения рекламы в подъезде с управляющей компанией. Мы в таких случаях можем лишь рассмотреть содержание рекламы на предмет соответствия требованиям закона. А вот в случае размещения рекламных конструкций на внешней стене здания антимонопольный орган вправе проверить законность их установки, так как для этого требуется согласие собственников многоквартирного дома.
- Прослеживается тенденция к снижению или увеличению выявленных нарушений и чем это обусловлено?
- Ежегодно количество обращений, связанных с недобросовестной рекламой, возрастает на 10-15%. Это обусловлено разными обстоятельствами, в том числе и экономической ситуацией, но в первую очередь правовой безграмотностью субъектов. Каждый участник рынка старается занять свою нишу, и порой для достижения максимального эффекта и привлечения большего количества потребителей некоторые из них прибегают к агрессивной рекламе, намеренно нарушая закон.
- Какие нарушения в сфере рекламы являются наиболее массовыми?
- На сегодняшний день наибольшее количество нарушений Закона о рекламе совершается при распространении рекламы по сетям электросвязи (СМС-спам, рассылки по электронной почте и т.п.). За 5 лет их объем, в том числе за счет наших усилий, сократился с 3,5 тысячи дел до 300-400 дел в год. С участниками этого рынка (операторами связи, агрегаторами) регулярно проводятся мероприятия по предупреждению и сокращению нарушений действующего законодательства.
Вторым частым нарушением является реклама в сфере долевого строительства жилья, микрофинансовых и страховых услуг, банковской деятельности.
На третьем месте - реклама, которая вводит в заблуждение. Например, реклама содержит информацию о том, что в магазине действует акция 50% на все, а на самом деле скидки распространяются лишь на конкретные товары и в определенные дни.
Завершают список наиболее частых нарушений незаконные конструкции - до сих пор некоторые считают возможным установку рекламного щита в ночное время и без соответствующего разрешения.
- Каков процент СМС-спама от общего количества нарушений?
- Около 40-50%. Например, всего с начала 2018 года на рассмотрение поступило 685 обращений, из которых 260 о распространении СМС-спама. По ним возбуждено 189 административных дел. То есть прослеживается динамика к снижению по сравнению с 2017 годом (соответственно, более 420 обращений и 318 административных дел).
Что касается интернет-рассылок, здесь к нарушениям относятся сообщения, которые приходят на почтовый ящик без согласия пользователя. В Законе о рекламе закреплена норма о необходимости получения персонализированного согласия владельца почтового ящика перед отправкой ему сообщения рекламного характера. Озвученные мною цифры свидетельствуют о том, что во всех этих случаях согласие от получателя рассылки не было получено вовсе или оно имелось, но не персонализированное. В связи с чем на компании налагаются штрафы, размер которых варьируется от 100 тысяч до 500 тысяч рублей за каждый факт рекламы без согласия.
- Ранее три муниципалитета Московской области - Люберцы, Балашиха и Ленинский район игнорировали предупреждения УФАС о незаконной рекламе. Решены ли эти проблемы? Имеются ли сейчас такие муниципалитеты, которые игнорируют предупреждения?
- Таких муниципалитетов сегодня нет. После медийной поддержки и действий антимонопольного органа, понуждающих к устранению нарушений действующего законодательства, на сегодняшний день подобных случаев не выявлено. Что касается тех случаев, они рассмотрены, и к должностным лицам были применены соответствующие меры наказания. Муниципалитеты приняли меры по устранению допущенных нарушений.
- УФАС Подмосковья проверяет компании, нарушившие закон при установлении цен на услуги общественного питания в аэропортах. Чего здесь удалось добиться?
- В аэропорту Жуковского было расширено меню кафе «Шоколадница»: включены блюда разных категорий, отвечающие уровню московских цен или ниже. Поскольку было установлено, что предприятие питания в этом аэропорту работает с большим убытком, дело было прекращено. По закону, если организация работает в убыток и никакой выгоды не получает, нельзя считать это нарушением. Тем не менее компания, понимая социальную значимость этого вопроса, приняла решение о расширении ассортимента по доступным ценам.
Также снизили цены Burger King и «Му-Му». В «Му-Му» это сделали с весны, а в Burger King с июля. Таким образом, компаниями выполнены требования, которые были предъявлены антимонопольным органом.
Результаты нашей работы оценит потребитель. Я считаю, что эффект не должен заставить себя ждать - если цена в упомянутых заведениях станет еще более доступной, то туда, конечно же, еще больше пойдет потребителей.
- Проводились ли проверки других предприятий общественного питания на территории аэропорта?
- В условиях рынка мы можем признать либо монопольно высокие цены, либо монопольно низкие. Однако мы не способны регулировать цены каждого участника рынка. Компании, которые упоминались ранее, по итогам проведенного анализа рынка на территории аэропортов были квалифицированы как занимающие коллективное доминирующее положение, т.е. их совокупная доля больше долей других участников данного рынка и превышает 50% (при этом каждому из них принадлежит не менее 8% всего товарооборота). В связи с чем на них могут быть обращены наши требования. А на компании, которые занимают 1-2,5% от всего товарооборота в аэропортах и их совокупная доля менее 50%, наши требования не распространяются.
Наше управление продолжит работу по изучению ценообразования на продукты питания в аэропортах и в будущем.