Настроение, способности, интеллект: графолог о том, какие секреты может выдать почерк
Фото - © из личного архива
Графология – область знаний, которая изучает проявление личности, индивидуальности в особенностях почерка. По написанному от руки тексту специалист может составить представление о характере человека, его сильных и слабых сторонах, самооценке и самоощущении, а также о том, в каких областях деятельности он может стать успешным. О некоторых секретах графологии РИАМО рассказала Лариса Дрыгваль, графолог с пятнадцатилетним стажем преподавания, клинический психолог, кандидат психологических наук, руководитель Центра графологии.
– Для начала хотелось бы разобраться: графология и почерковедение – это не одно и то же?
– У них разные цели и задачи. Почерковедческая экспертиза – это вид криминалистической экспертизы, устанавливающий фальсификацию подписи или рукописной записи. А графологический анализ – это вид психодиагностики: с помощью анализа почерка дается оценка психологическим чертам и особенностям автора почерка. Почерковедческая экспертиза требует специальных знаний, ее проводят в основном люди с юридической подготовкой. Графологический анализ помимо знаний графологии подразумевает психологическое образование. Графолог – это психолог.
– Что именно графолог может понять по почерку человека, какие выводы сделать?
– Все, что касается психологии человека: особенности темперамента, нервной системы, психических процессов. А также все, что касается личности: самооценка, потребности, отношения с окружающими. Кроме того, графолог может сказать, какие у человека способности, задатки, психологическое состояние, степень зрелости, интеллект и прочее.
– Почему поведение, характер и склад ума влияют на почерк?
– В процессе письма участвуют различные отделы головного мозга, отвечающие за особенности нашего целеполагания, интеллекта, планирования, волевого контроля, а также эмоциональные, двигательные отделы. По сути письменный навык – это целый психодинамический паттерн (комплекс) психических, физиологических и психологических процессов, проявляющихся комплексно, совместно. То есть это наше поведение, а оно, как известно, включает в себя три компонента: сознательный, эмоциональный и двигательный.
Фото - © Eugene Chystiakov/Unsplash.com
– Можно ли как-то классифицировать типы или характеры людей по общим признакам почерка – крупный, мелкий, острые буквы или круглые, аккуратные или неаккуратные?
– По почерку можно охарактеризовать человека, применяя различные типологии: экстраверт, интроверт, холерик, сангвиник, меланхолик, существуют и более сложные типологии характера. Все они видны в почерке. Более того, можно оценить и индивидуальные особенности, которые не описываются типологиями: уровень интеллекта, эмоциональной зрелости, способности и прочие. Но все они анализируются не по одному признаку, а по комплексу признаков, синдрому. Например, графологический синдром интроверта: узкие буквы, сдержанная скорость, прямой или левый наклон, большие расстояния между словами. Только вместе эти признаки покажут, что текст написал интроверт.
– Почерк может меняться с изменением эмоционального состояния, внешних воздействий?
– Да, но только в тех его местах, в тех признаках, которые отражают эмоциональные состояния и восприимчивость к внешнему, стиль реагирования. Но в почерке много и других образований, гораздо более устойчивых, базовых, неизменных. Они отражают все то в человеке, что относится к врожденному и базово-устойчивому.
– То есть существуют признаки почерка, по которым можно определить, в каком психологическом состоянии находится человек?
Фото - © Sparsh Paliwal/Unsplash.com
– Такие признаки сводятся в целые симптомокомплексы, или синдромы, которые в свою очередь будут отражать те или иные состояния. Например, синдром радостного состояния: широкие буквы, более округлые линии, расслабленные движения, хороший нажим, общая неоднородность, оживленность почерка. Подобные симптомокомплексы существуют на любое состояние или настроение.
– Существует мнение, что если строчки «ползут» вниз, то человек испытывает стресс или упадок сил. Если человек замечает, что пишет «вниз», это для него повод задуматься?
– Нет, один признак почерка – это только симптом, по которому выводы еще не делаются. Чтобы сказать, что человек испытывает стресс, нужно в почерке обнаружить целый симптомокомплекс стресса: это в первую очередь сильное напряжение письма (узкие буквы, углы, не расслабляющийся нажим), а снижение строчки будет лишь дополнением к этим признакам.
– Может ли человек ввести в заблуждение графолога разными почерками или если, например, напишет текст другой рукой?
– Анализируется автоматическое письмо. Если человек писал другой рукой и его почерк не автоматизирован, то это будет сразу видно и графолог забракует образец, просто не возьмет его на анализ. И отмечу, что почерки разные только с виду. На самом деле в каждом почерке есть такие глубинные признаки, которые отражают устойчивые базовые черты личности, они остаются неизменными, даже если остальные признаки изменились. Вот по ним графолог и узнает, что на самом деле два разных с виду текста писал один и тот же человек.
– А если человек пишет каллиграфически, вырисовывая каждую букву, – графолог из таких записей получит меньше информации?
– Такой почерк покажет, что в личности этого человека доминирует Персона (ее еще называют Суперэго), то есть он ведет себя в соответствии с теми правилами и нормами, которые получил при воспитании, придерживается стандартного и нормативного. И это тоже его характер, его проявления, его поведение. Но в таком виде характера действительно мало индивидуального, свободного, творческого. Человек – заложник своего идеального образа, системы долженствований, и ему приходится во всем этому соответствовать.
Фото - © Freepik
– Каким должен быть текст, чтобы графолог наиболее точно дал свое заключение? Хватит записки из нескольких слов или нужен достаточно объемный документ?
– Для качественного заключения по почерку нужен довольно объемный текст, не менее 20 строк, желательно написанный на листе формата А4 шариковой ручкой. Текст должен быть на свободную тему, нельзя списывать или цитировать стихи. Почерк должен быть естественный, обычный, автоматический. Не нужно специально стараться и менять его каким-то образом: подобный образец может быть забракован.
– Приучение писать аккуратно, обучение каллиграфии может сделать человека более спокойным, сосредоточенным, вдумчивым?
– Занятия каллиграфией способствуют выработке внимания, контроля за чувствами, умению держать себя в руках, они обращают внимание человека на имидж, форму подачи себя. Но за контролем может скрываться волнение, переживания, беспокойства. Внутренний мир с помощью подобных упражнений не прорабатывается, а скорее прячется, больше контролируется. Но в каллиграфии есть рациональное зерно: эти упражнения учат правильно распределять усилия, нажим при письме. Научившись здоровой регуляции усилий в почерке, психика человека способна перенести эти умения и на другие стороны жизни, а это очень ценно – уметь вовремя сосредотачиваться и вовремя расслабляться.
Фото - © yanalya/Freepik
– Насколько полезно обучение письму для школьника?
– Письмо от руки – обязательный навык для человека, оно развивает мозг и самую главную его функцию, которая в будущем будет необходима, – абстрактное, стратегическое мышление. Собственно, этим мы отличаемся от животных. Только человек умеет мыслить глобально, стратегически. Те, кто так и не научился писать или делают это с большой неохотой, на самом деле останавливают свое мышление в развитии, можно сказать, отчасти деградируют. Их мозг функционирует поверхностно, не включая те свои резервы и структуры, которые задействуются только при письменном навыке.
– Где обучаются графологи?
– Прежде чем начать учиться графологическому анализу, нужно пройти обучение психологии, так как графоанализ – это, по сути, метод диагностики. А как можно диагностировать то, о чем не имеешь представления? Обучение графоанализу включает в себя несколько ступеней. Сначала изучаются основы, каждый элемент почерка, затем студенты учатся оценивать признаки комплексно, во взаимосвязи друг с другом, анализирует графологические синдромы, изучаются различные типологии, графопатологические признаки...
Важная часть обучения – супервизия под руководством мастера, так как только на практике, на примере различных случаев можно овладеть этим искусством. Обучиться можно в частных центрах или институтах, под руководством графолога-практика, который, как правило, проходил обучение у иностранных специалистов. Государственные российские вузы, к сожалению, ограничиваются лишь небольшими курсами на эту тему, чисто ознакомительного характера. Поэтому научная осведомленность о графологии и ее возможностях в нашей стране пока очень слабая.
Фото - © Racool_studio/Freepik