Столетний житель Подмосковья – об успехе, судьбе и смысле жизни

Столетний житель Подмосковья – об успехе, судьбе и смысле жизни
Люди

Старожил подмосковного поселка Черкизово, что в Пушкинском районе, Евгений Васильевич, который отметил вековой юбилей, всей своей жизнью доказывает - "и один в поле воин". У него за плечами строительство колхозов и война, атаки фашистских самолетов и удары судьбы. Он воспитал двоих сыновей и сделал очень много для родного поселка: библиотека и баня, АТС и новый учебный корпус, газопровод и новые мосты — все это плоды труда и неиссякаемой энергии Евгения Васильевича. Как добиваться успеха в делах и преодолевать трудности, что такое счастье и в чем смысл жизни, он поделился с читателями портала "В Подмосковье".

Колхозы, "черный воронок" и подвиг в небе

Биография нашего героя тесно связана с историей России 20 века: большинство вех этой эпохи отразилось на его жизни. Родился Евгений Васильевич "между Ленинградом и Москвой" - в Бологовском районе Тверской области. В 16 лет Женя вместе с двумя девушками отправился на строительство колхозов и ликвидацию безграмотности. Он, совсем юный парень, приходил на занятия, где его ждали человек 80 самого разного возраста, вплоть до седых стариков, учил их считать и писать... Когда люди встречали своего учителя на улице, чуть ли не кланялись в благодарность, молодому человеку было приятно, но очень уж неудобно. Спали ребята в чужих домах на стогах сена, и хорошо, если было хотя бы одеяло. Несмотря на все трудности, ребята принимали участие в организации 12 колхозов.

Без экстремальных ситуаций в жизни Евгения Васильевича вообще не обходилось. И на "черном воронке" он покатался

– повезло, что отпустили без последствий. Приятель уже через много лет признался Евгению Васильевичу в своем доносе и просил прощения. А во время Великой Отечественной войны Евгений служил летчиком - на боевом самолете ему приходилось уходить от 15 вражеских машин, сажать самолет с полными баками горючего и полной бомбовой нагрузкой после отказа двигателя, что равноценно игре со смертью.

"Командир эскадрильи кричит – сбрасывать бомбы и садиться, но от взрыва машина может пострадать, садиться же с бомбами очень опасно, но я был уверен в своей технике пилотирования и рискнул... На высоте 100 метров делаю крутой разворот и сажусь, шасси касается земли, машина катится, а с меня пот ручьем, все замерло внутри. Взрыва нет. Командир эскадрильи кричит "под суд трибунала попадешь", командир полка, наоборот, обнимает, а у меня в голове лишь одно: "Кажется, я жив..."

Смотрите архивные фотографии из Звездного городка>>

От новосела до председателя

"Кончилась война. У меня жена и двое детей, чемодан с кое-каким барахлом, и больше ничего нет", - так началась мирная жизнь нашего героя.

Участникам войны в то время полагались земельные участки, и Евгений Васильевич получил землю в Пушкинском районе, в деревне Черкизово. Нужно строить дом – а материалы и рабочую силу достать практически невозможно, ведь вся страна – сплошная стройка, на частные нужды ресурсов не хватает.

По совету отца он купил дом у одного учителя из Калининской области и перевез строение в Черкизово, нашел бригаду, которая на месте его собрала, а внутри отделывал уже сам.


"Что такое было тогда Черкизово? Обычная деревня, грунтовые дороги, уличное освещение на ветхих деревянных столбах, бани, конечно, никогда здесь не было, мосты через Клязьму были ветхие, деревянные...", - вспоминает Евгений Васильевич.

Совершенно неожиданно новосел стал играть в жизни деревни весьма значимую роль. Сначала участвует в переписи населения, потом его вызывают в горком партии и предлагают руководить поселковым советом. "Боже мой, я же летчик, ничего не соображаю в этом!"- "Ничего, мы тебе поначалу поможем".

Позже добавилась работа проректора по хозяйственной работе в Московском станкоинструментальном институте (ныне Московский технологический университет – "Станкин"), несмотря на то, что Евгений Васильевич окончил только школу, хотя восьмилетка по тем временам – это было совсем неплохо. На возражение, мол, я ничего в этом не понимаю, он услышал в ответ: "Все ты отлично понимаешь. Садись в кабинет и начинай работать".

Места с историей: Дом-музей Чуковского>>

Огонь, вода и новые стены

В работе председателя Евгения Васильевича, как обычно, интересовало буквально все. Он обнаружил, что на территории поселения лежит куча кирпича и заложен фундамент – оказалось, здесь должна была быть баня, но строительство по каким-то причинам было остановлено. А жителям Черкизово и студентам она нужна. Значит, в проект нужно вдохнуть жизнь. Евгений Васильевич занялся решением этого вопроса, и баня постепенно начала строиться.


Вскоре ему пришлось руководить еще более крупной операцией: стояла задача увеличить количество студентов Московского технологического университета с 450 человек до 10 тысяч, а значит, нужно было построить новый корпус, и заодно провести в поселок газопровод. Работа оказалась не из легких.

Вся территория Черкизово была пронизана подземными кабелями особого назначения, которые нельзя было трогать, за это грозила уголовная ответственность. Поэтому где можно, копали трактором, а где нет – освобождали от занятий студентов и прокладывали путь буквально вручную. "А тут просят ускорить темпы и сдать газопровод не в следующем году, а в этом. Бригада готова работать круглосуточно, но просит за это 500 рублей, что тогда составляло целое состояние, - вспоминает Евгений Васильевич. "Да вы что, меня посадят за такие растраты!", - говорит один из начальников. - Ничего, мы тебе потом в тюрьму сухари носить будем!". Так или иначе, деньги нашли, и объект сдали раньше срока.

Коломенский железнодорожный завод отметит свой юбилей>>

Потеря смысла жизни и шанс на счастье

Наверное, Евгению Васильевичу в тот период самое время было бы радоваться своим успехам и преображению поселка, но ему в этот момент не хотелось жить. Дело в том, что в этом же 1974 году у него умирает любимая жена. Эту потерю, казалось, невозможно пережить, возвращение с работы домой было равносильно пытке, ведь каждая вещь в доме напоминала о потере. Евгений находил какой-нибудь шумный перекресток, вставал на светофор, но ждал не зеленого, а красного света. Когда тот загорался, переходил дорогу в надежде, что попадет под машину. "Кулаки махали перед моим носом, водители покрывали меня матом, а я продолжал идти через машины. Я был заражен страстью уйти из жизни", - делится он.


Вокруг него были другие женщины, которые пытались помочь, предлагали уехать из поселка и начать новую жизнь, признавались в теплых чувствах. Евгений Васильевич лишь отмахивался. Но как-то раз произошел случай, изменивший всю его жизнь.

В университете был праздник по поводу подведения итогов года. Вручили грамоты, посидели за столом, и тут объявили танцы, белый вальс. "Ко мне подходит женщина, очень красивая, стройная. И говорит: "Идемте, я хочу с вами танцевать". "Ну что ты, вокруг мальчишки симпатичные, выбери себе любого, может, он и в качестве жениха пойдет!" - "Нет, я хочу с Вами". А потом подходит второй раз, я уже собираюсь уходить, но в этот момент меня приглашает на танец другая женщина. А эта стройная красавица и говорит: "Евгений Васильевич занят на целый вечер, он будет танцевать только со мной". "Так категорично... Мне тогда было шестьдесят два года, ей тридцать пять", - рассказывает Евгений Васильевич. Эта женщина стала его второй женой и смогла вдохнуть в его дом новую жизнь.

Великий комбинатор: библиотека из воздуха, АТС и остановка

Евгений Васильевич признается, что никогда в жизни не знал, что такое начать дело и не довести его до конца. Нерешаемых вопросов для него не было. Видимо, от природы достался ему дар решать задачи от начала и до конца.

Например, новую библиотеку для поселка он построил буквально из воздуха. Старая размещалась в маленькой комнате площадью около десяти квадратных метров на территории правления колхоза. Для нового здания нужны материалы, а где их брать? И он нашел способ. Периодически в совет обращались жители деревни с просьбами типа: "у меня на участке лежит высохшее упавшее дерево, вывезите его куда-нибудь". Евгений Васильевич дал распоряжение все ненужные деревья спилить и привезти на территорию поселкового совета. И когда материала собрали достаточно, он заключил договор с бригадой, и вскоре получил ключи от новой библиотеки.

Потом он решил, что для поселка уже мало 50 телефонных номеров, и добился того, чтобы дали наряд на 600 номеров. Радости не было предела, но, к сожалению, места хватило только на 300, остальные отдали Софринской АТС.

Следующим нововведением стал автобусный маршрут и остановка. Пришлось для этого менять деревянные мосты на железобетонные, так как в Ивантеевской автоколонне сказали, что пускать автобусы по деревянным нельзя. Пришлось пройти огромное количество инстанций, но в итоге автобусная остановка, "выбитая" Евгением Васильевичем, до сих пор функционирует.

Как пенсионер деревню молоком напоил

Возможно, успех многих дел связан еще и с тем, что Евгений Васильевич всегда приходил в кабинет к любому чиновнику с готовым, понятным и реальным решением: есть такая задача, я знаю, как это сделать, и мне нужна ваша помощь в этом и этом моменте. Этого принципа Евгений Васильевич придерживался даже когда уже вышел на пенсию.

Например, его очень огорчало, что Черкизово, являясь, по сути, деревней, всегда имело свои животноводческие продукты – и вдруг сюда стали привозить молоко в пакетах из города. Тогда Евгений Васильевич отправился в Пушкинский горсовет. На приеме у главы района он поставил вопрос ребром. Как же так - ведь это стыдно, что в деревню молоко из города возят! "Собеседник мой поднимает трубку телефона, звонит директору совхоза Зеленоградский. "Ты помнишь, что говорил, что не знаешь, куда молоко девать? А в Черкизово люди хотят натуральное молоко пить, а не привозное" - "Обеспечим!". И на второй день стали привозить молоко из ближайшего совхоза.


О судьбе и смысле жизни

Евгению Васильевичу часто задают так называемые "вечные" вопросы. Например, как справляться с трудностями, ведь ему за сто лет пришлось их преодолеть огромное количество.

"У каждого человека случаются невыносимо трудные, опасные периоды в жизни, когда он затрудняется и поднимает кверху руки. Это самый опасный способ, так делать нельзя. Как бы сложно ни было, никогда не лишайте себя права выйти из положения и оказаться, так сказать, живым. Даже если один процент или полпроцента существует — используйте эти полпроцента — и вы выйдете победителями. Так было со мной много раз в жизни", - советует Евгений Васильевич.

Он уверен, что человеку для счастья, в первую очередь, необходимы добрые отношения с окружающими людьми.

"Я считаю, что смысл жизни состоит в том, что человек должен строить свои отношения с окружающей действительностью. Именно строить. Не ждать, что кто-то с неба сбросит что-то или придет палочкой махнет — и все встанет на свои места. Такого никогда не было, нет и не будет. Каждый должен принимать участие в своей судьбе. Ты строитель своей жизни и будущего, и если ты будешь активно участвовать в нем — у тебя получится красивая жизнь, друзья, любовь. Так оно и должно быть. Так было, так есть и так будет".

Светлана КОНДРАТЬЕВА