«Стендап – это боль»: звезда шоу StandUp о том, как нужно шутить

«Стендап – это боль»: звезда шоу StandUp о том, как нужно шутить
Люди

ТВ-комик, участник шоу StandUp на ТНТ Стас Старовойтов - один из пионеров российского стендапа. О том, как рождаются шутки и почему на стендап-шоу ходят в основном девушки, что такое юмористический фастфуд и как стать настоящим стендап-комиком, Стас рассказал в интервью РИАМО.

— Стас, вы согласны с тем, что в России стендап однообразен, так как большинство комиков вышли из КВН?

— И да, и нет. Общий подход к написанию юмористических скетчей сохранился, но я бы не сказал, что все мы выходцы из КВН. Кто-то приобрел более высокий статус — финалиста Высшей лиги, а кто-то просто играл, как я. Все мы начинали этим заниматься приблизительно в одно время, если говорить о нашем проекте StandUp на телеканале ТНТ. Мы вместе на протяжении пяти лет, поэтому так или иначе начинаешь перехватывать стиль написания и повествования друг у друга. Я с Витей Комаровым сижу в одном кабинете четыре года, понятно, что у нас происходит погружение друг в друга.

Смотрите самые известные номера команд КВН московского региона>>

— Вам сложно было оторваться от командного формата КВН и начать сольные выступления?

— Мне — нет, потому что я завязал с командными выступлениями году в 2007-2008, потом был период, когда мы с другом выступали в дуэте, а потом я остался один, и мне нужно было продолжать деятельность в заданном направлении. Именно в этот период я познакомился с творчеством стенд-ап комика Иззарда и был восхищен, что один человек может выйти на сцену и сделать фееричное выступление посредством слов, жестов, миниатюр. Я решил попробовать. Сначала что-то писал сам, потом брал шутки, переделывал их, не воровал ни в коем случае, но мне нужно было понять, как люди будут на это реагировать. Так все и началось.

— Стенд-ап-комиком может стать каждый?

— Научиться писать шутки ты, конечно, можешь — узнать технологию и прочувствовать, как сделать так, чтобы было смешно. Но этого недостаточно. Должен быть обостренно критический взгляд на мир, ведь комедия — это трагедия, рассказанная в юмористическом ключе. Ты должен видеть проблему и уметь из несмешного сделать смешное.

Кухня «Вечернего Урганта»: танцы Ивана, сценки Хрусталева и «фотолестница»>>

— Как выбираете темы для своих монологов?

— Сейчас я стараюсь ориентироваться на свои собственные наблюдения и размышления по поводу происходящих событий или чьих-либо действий, а какое-то время назад мои монологи носили собирательный характер. К примеру, если ты шутишь на тему межполовых отношений, тут имеет место стереотипный взгляд, то есть ты знаешь, что люди будут смеяться, найдут это близким для себя. Потом начинаешь размышлять над этим и выводишь что-то свое, свежее, смешное.

— Для Вас есть запретные темы?

— Когда я только начал заниматься стендапом, то думал, что тема религии запретна, хотя я сам православный человек, крещен, в церковь хожу. Сейчас я понимаю, что это тоже часть нашей повседневной жизни. К примеру, недавно я прочитал, что патриарх запретил иереям носить дорогие набалдашники для посоха — это ненормально, а раз это ненормально, то можно попробовать об этом пошутить. Мы все дальше и дальше пытаемся ступить за грань того, что можно, а что нельзя, чтобы понять, о чем действительно стоит промолчать. Человеческое горе должно иметь срок давности, чтобы шутить о нем.

Возьмем 11 сентября в Америке — были комики, которые сразу же подхватили эту тему, а Джордж Карлин, который выступал 10 сентября с монологом, содержащим фрагмент о том, что хорошо, когда часть человечества гибнет, снял концерт и вырезал этот кусок. А сейчас направо и налево все шутят о событиях 11 сентября, потому что прошло уже достаточно времени.

Выходные 7–9 октября: фестиваль «Здравствуй, Италия!» и «Подмосковные вечера»>>

— Как готовитесь к выступлению?

— Процесс подготовки к выступлению в нашей программе StandUp занимает месяц. У нас есть дедлайн — основная вечеринка, на которую приходят нарядные зрители, и мы в костюмах выходим на сцену, чтобы каждый за 10-15 минут мог продемонстрировать итог месячной работы. А сначала появляется идея, ты ее записываешь, потом проходит так называемая техническая вечеринка, где ты за 20 минут презентуешь сырой материал, потом смотришь видео — какие шутки зашли или не зашли, и потом в течение четырех недель, редактируя и меняя текст, выступаешь с ним до финального концерта.

— Редактор «CarambaTV» Юра Черных утверждает, что российская среда «дискомфортна для здорового юмора», так как наши люди не любят, когда им указывают на их ошибки и на тех, кто умнее. Вы согласны с этим?

— Не столько для юмора, сколько для стендапа. Юмор у нас есть, но он весь отстраненный от жизни. Люди приходят на юмориста или в КВН, смеются, но все истории и герои вымышленные, анекдотичные. Это неправильный вид юмора — я бы назвал его юмористический фастфуд: вы можете сходить в дорогой ресторан и съесть что-то изысканное, а можете просто съесть гамбургер. Так и тут — твое чувство юмора поверхностно удовлетворено, ты поржал, но в голове твоей ничего не осталось, и ни о чем ты не задумался. В стендапе все же есть личная позиция комика, который откровенно указывает на проблему, а люди обижаются по этому поводу и грузятся.

— Стас, кто Ваша аудитория?

— Я пришел к выводу, что аудитория у нас девчачья. Это молодые девочки, которые приводят либо своего парня, который абсолютно индифферентен, либо приходят с подругой, но женщин большинство, причем, они не особо сильно вникают в шутки, им главное, что мальчик выступает — надо сфотографировать его, сфотографироваться с ним.

— Как вы считаете, можно ли назвать полноценным стендапом то, что показывают по ТВ?

— То, что мы делаем в StandUp — это телевизионный продукт, у которого есть правила производства, поэтому рассуждать о том, полноценный это стендап или нет, смысла не имеет. Нарушать этот формат мы не вправе, изменить пока не в состоянии. Это телепередача, которая дает популярность, регулярный выход к аудитории, которой ты можешь быть интересен в дальнейшем на живых выступлениях. Наше телевидение в принципе подразумевает тщательный отбор информации и ее фильтр. Наша передача позволяет себе гораздо больше, чем другие юмористические проекты, возможно, даже новостные. Если бы мы показывали стендап таким, какой он есть, людям бы это не нравилось, они бы не понимали и обижались. У нас сейчас вменяемая середина.

— У нас в стране стендап - относительно молодое явление. Как в России обстоят дела с культурой стендап-клубов?

— В том виде, в каком стендап-клубы существуют на Западе, в Москве есть только один клуб, а по России это объединения человек десять комиков, и они в определенном месте, как правило, это пивные заведения или рестораны, устраивают свои вечеринки. А так, чтобы в регионе был открытый стендап-клуб со сценой, со всем оборудованием под комиков — такого нет. Все будет, я думаю, но чуть позднее. Это, кстати, моя мечта — открыть подобное заведение.

Где бесплатно скоротать осенние вечера в Москве>>

— Без чего стенд-ап-комик не может состояться?

— Стенд-ап — это боль. Стендап-комик не может состояться без личной боли. Если ты позитивный чувак, то ты вряд ли потенциальный стендапер, тебе не о чем говорить с людьми, тебе не будут верить.

Должен быть внутренний диссонанс с реальностью — внутри ты злой на весь мир, но выражаешь это посредством комедии и людей веселишь этим. Если человек понимает, что у него есть некий потенциал, то ему стоит научиться доставать из себя то, что ему кажется смешным, после этого, безусловно, записать все на листочке, пойти на «открытый микрофон», который есть в любом городе, выступить, понять, каково это. В Москве куча вариантов быть замеченным именно на «открытом микрофоне».

— А почему в стендапе так мало девушек?

— Потому что стенд-ап — это человеческое нутро наизнанку. Наши девушки не привыкли показывать и оголять свои эмоции. Они не критичны к себе, к своим взглядам на жизнь, но критичны к своему внешнему виду, к попе и к лицу.

— Кто выступает в роли критика для Ваших монологов?

— Коллектив, в котором я работаю. К критике коллег, которые представляют, что такое стендап, я отношусь лояльно. Что касается критики псевдо-комментаторов или блогеров, то меня это дико раздражает. Не может человек, который не занимается стендапом, обсуждать тебя, как комика. Откуда он знает, как я живу, почему я так делаю?

— Что Вы пожелаете нашим читателям во Всемирный день улыбки?

— Желаю полегче относиться к тому, что происходит вокруг и глазами стендап-комика взглянуть на положение вещей. Попробуйте в день улыбок посмотреть критично на то, что происходит вокруг, и поржать над этим.