Штурман Леонид Попов: про Северный полюс и катапульту из горящего самолета

Штурман Леонид Попов: про Северный полюс и катапульту из горящего самолета
Люди

Материал предоставлен Жуковским ИА>>

Заслуженный штурман-испытатель СССР Леонид Степанович Попов из подмосковного авиаграда Жуковского – один из самых известных и опытных отечественных штурманов, Герой России, председатель жуковского Клуба Героев. Недавно он отметил 75-летие, а летать закончил всего три года назад. О самых ярких и экстремальных случаях из своей летной практики он рассказал корреспонденту Жуковского информагентства в свой профессиональный праздник - День штурмана ВМФ РФ, который отмечается 25 января.

Пилот дальней авиации: про «Белый континент» и покорение Южного полюса>>

Льдины - плавучий аэродром

Фото: Любовь Капустина, Жуковское ИА

«Летному штурману с морским разговаривать очень легко, будь это штурман атомной подводной лодки или речного парохода. Ориентиры, курсы, принципы навигации и принципы решения главных задач совпадают полностью, мы разговариваем на одном языке, а часто и решаем общие задачи», - говорит Леонид Степанович.

Например, на Северном Ледовитом океане совместно с морскими штурманами Леонид Попов занимался вопросами навигации атомного подводного флота. Гидрографы ставили задачу поиска трещины во льдах для того, чтобы в аварийной ситуации атомная подводная лодка могла всплыть.

«Мы определяли размеры трещины, направление, каким образом дрейфуют льды, заодно выясняя, какая льдина сможет принять в случае необходимости самолет. Такая льдина - это, по сути, плавающий аэродром. Льдины живут годами и дрейфуют по определенному маршруту. И мы, и американцы следили за ними с воздуха», - объясняет штурман.

Московские авиадиспетчеры: о курьезах в небе и общении с экипажем>>

Штурманская мечта

Леонид Попов (слева) и летчик-испытатель Роман Таскаев, 1987 год Фото: архив Леонида Попова

В 1987 году Леонид Попов вместе с пилотом Романом Таскаевым первыми в мире на истребителе МИГ- 31 пересекли Северный Полюс, пролетев по маршруту Мончегорск - Северный полюс - Анадырь. В своей книге «Страстная неделя» Попов назвал этот полет «исполнением штурманской мечты».

«Безусловно, об этом можно было только мечтать. Еще и потому, что задачи, которые необходимо было решать при полете в районе Северного полюса, для штурмана относятся к наисложнейшим. Многие принципы навигации, которые действуют в других местах, на Полюсе не срабатывают. Это самое трудное место, откуда все направления ведут только на юг», - отмечает штурман.

Одной из главных оборонных задач в середине 80-х было прикрытие территории СССР от удара американских крылатых ракет со стороны Арктики, где не существовало сплошного радиолокационного поля. Истребитель-перехватчик МИГ- 31 создавался, в первую очередь, для этой цели. Основная задача - возможность быстрого реагирования.

«Там огромные расстояния - от берега Баренцева моря до Полюса более 2 тысяч километров. Пролетая над Полюсом, мы демонстрировали возможность реального прикрытия наших границ и контроля над всей северной территорией. Недаром говорят, кто владеет Полюсом, тот владеет Севером. От Полюса - одинаковое расстояние и до России, и до Америки, и до Гренландии. Ну, а сегодня, как мы знаем, борьба за Полюс приобрела и новую остроту, особенно в свете появления там новых месторождений нефти и газа», - отмечает Герой России.

Когда участники экипажа вышли на Полюс и стали разворачиваться, частично отказала навигация, и они потеряли курс. Они должны были лететь на северный аэродром на Анадыре, но в случае ошибки самолет мог улететь в противоположную сторону - на Медвежьи озера в Канаде.

«Но мы на военном самолете МИГ-31, и это было бы катастрофой. По различным косвенным данным удалось примерно сориентироваться. Однако на протяжении четырех часов полета мы не были до конца уверены, что идем правильным курсом. И лишь когда в поле зрения попал остров Врангель, мы поняли, что все нормально. Успели сесть на аэродром Анадырь, который наполовину был закрыт туманом. Только приземлились, туман накрыл вторую часть аэродрома, и его закрыли», - вспоминает Попов.

Один день в Авиационном центре МЧС в Жуковском. ФОТОЛЕНТА>>

Катапультирование из горящего самолета

С доски почета Фото: архив Леонида Попова

С самолетом МИГ- 31 Леонид Попов был связан более 20 лет, начиная с испытательных полетов. По признанию штурмана, за время огромной летной практики ему пришлось освоить более 80 типов воздушных судов, но Миг-31- это особая страница.

«Самолет по множеству параметров революционный, по навигации, вооружению. Самолет, на котором мне пришлось единственный раз в жизни катапультироваться, когда возник пожар сразу двух двигателей. Кстати, горел я много раз, пять или шесть, но катапультировался только один - когда вариантов уже не оставалось», - делится штурман.

Хотя по инструкции при возникновении пожара летчик сразу же должен катапультироваться, испытатели всегда борются до последнего, но не из-за упрямства.

«Мы пытаемся до последнего сохранить труд миллионов. Например, в программе создания МИГ-31 в СССР участвовало порядка 10 миллионов человек, создававшие от двигателя до новейшего радиолокационного оборудования», - объясняет Попов.

Поэтому 20 сентября 1979 года, когда у истребителя загорелись оба двигателя, Попов вместе с командиром экипажа, Героем Советского Союза Петром Остапенко боролись до конца, пытаясь спасти машину. Когда шансов не осталось, катапультировались, уже по инструкции - сначала штурман, затем командир.

«Причем Петр Максимович, даже оставшись один, пытался еще что-то сделать и прыгнул только на высоте всего 80 метров. Парашют раскрылся за мгновение до того, как его ноги коснулись земли. Раскройся парашют секундой позже - и все, там бы лежал мешок с костями. Он, действительно, боролся за жизнь самолета до последней секунды», вспоминает Леонид Степанович.

В свои 75 Леонид Попов в последний раз поднимался в небо три года назад, в 72 года. Всего Заслуженный штурман-испытатель налетал 47 лет

«Сегодня возглавляю жуковский Клуб Героев, встречаюсь со школьниками, делюсь опытом, как каждому из них стать штурманом своего жизненного пути», - говорит Попов.

Ветеран «Аэрофлота» Антонина Ермакова: 40 лет на службе гражданской авиации>>

Павел Зубрилин