Штурман Александр Жидков из Клина: «Штурманы — ангелы-хранители летчиков»
Материал подготовлен Клинским ИА>>
День штурманской службы отмечается в России 24 марта. Безопасность полета - это ответственность штурмана. Корреспондент Клинского информационного агентства побеседовала с Александром Алексеевичем Жидковым - ветераном Вооруженных сил РФ, который в своем мастерстве достиг высшей квалификации - штурмана-мастера.
Пилот из Химок: как играл в хоккей с Гагариным и катапультировался в стратосферу>>
Стремление в небо
Сейчас Александр Жидков - офицер запаса, воинское звание – гвардии майор. За свою штурманскую карьеру он служил штурманом наведения, офицером по боевому управлению командного пункта, начальником командно-технического узла пункта наведения, старшим помощником руководителя полетами.
Александр с детства мечтал о небе, потому что перед ним был пример отца-летчика, проходившего службу на военном аэродроме в военном городке Клин-5. Будущий штурман с детства знал все тяготы военной службы и, тем не менее, нисколько не сомневаясь, сразу после окончания школы пошел в Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов.
Получив профессию штурмана наведения, был направлен на Крайний Север для несения боевого дежурства по охране воздушных границ страны. Штурман должен был молниеносно принимать решения в постоянно меняющейся обстановке на больших скоростях истребителей, используя диапазон всех высот, контролировать параметры движения воздушного судна: курс, скорость, высота, расход топлива...
Справлялся со своими обязанностями штурман Жидков на «отлично», всегда был на отличном счету у командования. Он управлял полетами боевых истребителей, наведением их на цель. На его счету - 30 наведений на SR-71 – американский стратегический разведчик, созданный для невероятных скоростей.
На Крайнем Севере в условиях полярной ночи Александр Жидков руководил развертыванием пункта наведения. За время службы принял участие в отработке боевых стрельб на всех полигонах авиации ПВО страны.
Русские витязи: полеты на «Вахте Героев». ФОТО>>
«Ангелы-хранители»
«Все методики по безопасности полетов написаны кровью. И штурманы наведения - это ангелы-хранители летчиков-истребителей, их глаза и уши», - говорит Александр Алексеевич.
Случались на службе и нештатные ситуации. Александр Жидков рассказал о двух случаях из своей 20-летней практики.
Как-то один молодой летчик выполнял задание – самостоятельный полет по маршруту с набором высоты 16 км. Александр управлял его полетом с земли. При достижении 12- километровой отметки штурман увидел, что истребитель перешел в пикирование и стал резко терять высоту. Летчик на связь не выходил. Александр, контролируя параметры движения самолета, постоянно вызывал летчика на связь. Оказалось, что произошел отказ клапана, подающего дыхательную смесь, и пилот стал задыхаться. Сознание стало уходить, и отключив форсаж, он стал резко снижаться. Как позднее рассказал летчик, он очнулся от настойчивого голоса штурмана наведения, который вернул его в реальность. Летчик смог собраться и посадить самолет на аэродром.
Шло обычное боевое дежурство, когда был поднят истребитель для предотвращения угрозы нарушения государственной границы воздушным судном иностранного государства. Управление истребителем забрали у штурмана Жидкова Александра и передали на другой, ближайший к цели, пункт наведения. После выполнения задания летчиком, вновь приняв управление истребителя на себя, Александр, произведя расчеты, сделал вывод – топлива не хватит для возврата на аэродром.
Штурман принял решение посадить самолет в соседнем полку, который располагался на 70 километров ближе. Летчик отказывался садиться на запасной аэродром, уверенный в том, что топлива ему хватит, но штурман настоял. Когда летчик выполнил посадку на запасном аэродроме, двигатели выключились - топливо закончилось. Самолет там дозаправили, и он благополучно вернулся домой. Летчик потом благодарил Александра Алексеевича за настойчивость и расчет, благодаря чему не произошла катастрофа.
Рыцари неба: династия военных штурманов Вахитовых из Подольска>>
Под небом голубым
Уйдя в запас по выслуге лет, Александр вернулся с семьей в родной подмосковный город Клин. Решил сделать то, чего еще не успел - построил дом, вырастил дочь, посадил не одно дерево.
У него есть хобби - создание малых архитектурных форм из дерева. В своем гараже он мастерит мельницы, тележки для цветов и т. п. Что-то из своих изделий он оставляет себе, что-то дарит детскому реабилитационному центру.
Между прошлым и настоящим штурмана Александра Жидкова есть связь - над построенным им домом из года в год пролетает строй воздушных судов, участвующих в параде на Красной площади 9 Мая. И каждый раз он провожает их взглядом с уверенностью, что их ведут штурманы – настоящие мастера своего дела.
Как стать частным пилотом в Подмосковье>>
Алина Кускова