Сергей Гебель: «Пересмотр налоговой системы в нефтяной отрасли России вполне оправдан»
Гендиректор юридической компании «Гебель и партнеры» Сергей Гебель объяснил, почему налоговую систему нефтяной отрасли могут пересмотреть в 2023 году.
– Предыдущий год для российских нефтекомпаний начался многообещающе, однако сразу после введения санкций стали появляться различные проблемы. Основная из них – потеря рынков сбыта с последующим сокращением объемов поставок. Несмотря на это, компании выстраивали новые логистические цепочки, адаптировались под неблагоприятные условия и в целом смогли вернуться к показателям начала года.
С вводом потолка цен на экспортные партии российской нефти и нефтепродуктов фактически был установлен запрет на поставки ресурсов на мировые рынки, что значительно осложняет рыночное развитие ситуации.
В новых условиях отечественные компании вынуждены искать различные способы обхода санкций. Например, для сокрытия российского происхождения сырья практикуются схемы смешивания нефти, позволяющие европейским странам продолжать закупать ее. При этом повышенные расходы на логистику и смешивание нивелируются дисконтами на Urals.
В результате прогнозы о сокращении добычи и экспорта не сбылись, но из-за умышленного снижения цен на нефть путем увеличения скидки под угрозой оказались доходы бюджета.
В сложившихся условиях дополнительное вмешательство со стороны государства в виде пересмотра налоговой системы в нефтяной отрасли может быть оправдано. Поскольку полноценного рыночного развития уже не происходит и на первое место стоит ставить интересы бюджета и государства.
Стабилизация нефтяных доходов бюджета имеет первостепенное значение для российских властей. В качестве основного варианта достижения этой цели сейчас рассматривается уход от использования котировки Urals и переход на расчет нефтяных налогов на базе котировок Brent с учетом директивно установленных государством дисконта и стоимости фрахта. Безусловно, это повысит налоговую нагрузку на отрасль, но поскольку бюджету нужны деньги, государству приходится стимулировать компании торговать нефтью по определенной цене. При этом нельзя исключать возможное снижение объемов добычи и экспорта нефти в результате принятия указанных мер.
Пока невозможно точно сказать, какое решение будет принято и какое влияние оно окажет на отрасль. Однозначно можно ответить, что государству в стремлении обеспечить экономически обоснованный уровень бюджетных поступлений от нефтяной отрасли важно учесть и соблюсти непосредственные интересы бизнеса.