Семья Победы: счастье в сторожке и свадебное платье из парашюта

Семья Победы: счастье в сторожке и свадебное платье из парашюта
Люди

Материал подготовлен Лотошинским ИА>>

Супруги Соколовы из Лотошинского района Московской области поженились в 1945 году, незадолго до Победы. В 2015 году, вместе с юбилеем Победы, Николай Арсеньевич и Анастасия Николаевна отмечают 70-летие совместной жизни - в народе эту свадьбу называют благодатной. Несмотря на преклонный возраст - ему 93, а ей в марте исполнится 90 - ветераны отлично помнят события давно минувших лет.

В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне корреспондент Лотошинского информагентства поздравила юбиляров семейной жизни и узнала, как, несмотря на тяжелое военное и послевоенное время, им удалось сохранить свои чувства.

Ветераны из Воскресенска: о жизни, войне и победе над одиночеством>>

Младший лейтенант

Николай Арсеньевич родился в 1922 году в Тверской области в крестьянской семье. Мать с отцом и шестеро детей управлялись со всем хозяйством. А оно было немаленькое: две лошади, коровы и много другой живности.

Несмотря на то, что приходилось много работать, все дети ходили в школу. Окончив семь классов, Николай Арсеньевич трудился в колхозе. Тогда 14-летние подростки работали наравне со взрослыми. В 38-м поступил учиться в Великолукскую школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) мастеров-сыроделов. По окончании молодой человек был направлен в Торжок на масложиркомбинат, где 17-летнего паренька сразу назначили мастером производства, там он и трудился до начала войны.

В 1941-м Николая призвали на фронт: сначала под Тулу, а позже, в 42-м, после окончания второго пехотного училища в Москве, отправили под Калугу в воинскую часть морской 116-й отдельной стрелковой морской бригады, которая участвовала в прорыве обороны противника на Орловско-Курской дуге.

«Там были очень сильные бои. О наградах некогда было и думать в такой мясорубке», – тяжело вздыхая, вспоминает ветеран.

В 43-м году младший лейтенант Николай Соколов получил ранение обеих ног, а позднее еще одно, не менее тяжелое – была раздроблена рука. Демобилизовался инвалидом и вернулся в родную деревню, которую по счастливой случайности война обошла стороной.

Читайте рассказ Екатерины Катуковой о муже-герое, танках и битве за Москву>>

Боевая девушка

Анастасия Николаевна, которая младше своего избранника на три года, родилась в соседнем селе Георгиевское и тоже в большой семье. Отец был грамотный, работал агрономом, семья крепко стояла на ногах, ни в чем не нуждалась. В связи с переводом отца на работу в город Калинин пришлось переехать, и в девятый класс Анастасия пошла уже в городе.

Когда в Калинин вошли немцы, жители эвакуировались кто куда. Настю отправили к бабушке в деревню, и десятый класс она оканчивала там, помня наказ отца, уходящего на фронт – получить хорошее образование.

В деревне, заметив высокую крепкую девушку, отправили трудиться в колхоз. Затем ей пришлось участвовать в строительстве аэродрома, копать глубокие противотанковые траншеи, строить блиндажи под Ржевом. Три месяца в сильные морозы Настя со сверстницами помогали фронту, который был всего в 40 километрах.

«Нас, пятерых молоденьких девушек, определили на постой в дом к хозяйке, что в деревне Липига. В декабре – самые холода, мерзлую землю долбили ломами. Вставать приходилось рано и 4 километра пешком идти на работу. Питались плохо, все время хотелось есть. Но несмотря ни на что, план выполняли», - вспоминает Анастасия Николаевна.

Можно подумать, что девчатам в то время было не до любви...

«Мы такие озорные все были, смеялись, влюблялись. Рядом гремят пушки, а мы после работы бежали в деревенский клуб, там собиралась молодежь со всех окрестных деревень. Ребята-инвалиды, вернувшиеся с войны, играли на гармони, а мы пели и плясали. Война молодости не помеха. Даже когда я осталась без валенок, поставив их сушить на костер, и мне пришлось ходить в плетеных чунях, все равно бегала в клуб. А потом, застудив ноги, заболела, и меня отправили домой…Уму непостижимо, как мы все это пережили», - рассказывает ветеран.

Пилот из Химок: как играл в хоккей с Гагариным и катапультировался в стратосферу>>

Свадебное платье - из немецкого парашюта

В начале 43-го Анастасия Николаевна случайно встретила свою учительницу, которая посоветовала ей поступить на курсы, а затем в педучилище в Лихославль. После окончания училища девушку направили в Георгиевское преподавать в начальных классах. На тот момент Анастасия жила в соседней деревне Васильки. Шел 44-й год, демобилизовались по ранению солдаты. Однажды в деревенский клуб заглянул симпатичный лейтенант Николай.

«Клуб был полон, в основном девушки, но мне приглянулась именно Анастасия», – вспоминает Николай Арсеньевич.

Встречались молодые год, и в феврале 45-го на Масленицу сыграли свадьбу, как положено, по старинному обычаю, со сватовством.

«Свадьба тогда была редким событием. Я в то время уже преподавала в начальных классах, вся школа тогда высыпала на улицу, когда за мной Николай приехал на лошади, запряженной в сани, которая и помчала нас в сельсовет. На женихе был костюм, сшитый из отреза, выданного ему после выписки из госпиталя, а на мне – белое платье, которое я умудрилась сшить из немецкого парашюта. Вся деревня веселилась, пели и плясали под гармонь. Кто-то, поздравляя нас, плакал от того, что их близкие уже не вернутся с войны и не порадуются вместе со всеми», - рассказывает Анастасия Николаевна.

Блокадный дневник Вали Мироновой: как считали картошку и мечтали выжить>>

Счастье в сторожке

Закончилась война, стали возвращаться в деревню оставшиеся в живых мужчины. У Николая погиб брат, Анастасия потеряла отца.

Жить молодым пришлось с родителями жениха. Кроме них в доме жили его братья с женами и детьми, эвакуированные родственники. Всего за обеденный стол садились 10 человек - всем хватало места.

В 1946 году Николай Арсеньевич уехал работать в село Климово Тверской области на пищевой комбинат. Туда переехала и Анастасия Николаевна. Получили жилье в церковной сторожке. В этом же году родился сын Геннадий.

«Мужа постоянно направляли налаживать производство сыра в разных районах Калининской (ныне Тверской) области. Тогда почти в каждом населенном пункте был свой небольшой завод. Я везде следовала за ним. Приходилось жить и на частных квартирах. В 49-м у нас родился второй сын – Анатолий. Трудно было, но мы не боялись никакой работы, держали свое хозяйство, поросят и кур… Меня просили вернуться в школу, но детей не с кем было оставить. Да и постоянный переезд с места на место не позволял это сделать», - рассказывает Анастасия Николаевна.

Когда Николая Арсеньевича направили на работу в Калинин (ныне Тверь), накопили денег, и наконец, купили свое жилье – половину дома. Но душа Николая Арсеньевича болела по деревне, ведь он - заядлый охотник, рыболов и пчеловод. Выпросив направление у начальства, он уехал в деревню Степурино. С радостью поехала за мужем и Анастасия Николаевна с детьми, ее тоже тяготила городская жизнь. После того, как мастер-сыродел наладил местное производство, его перевели в деревню Гурьево.

К тому времени детей уже было трое, родилась дочь Надежда. В Гурьеве они выросли и разлетелись по разным сторонам. Старшего сына Геннадия после окончания института пригласили работать главным инженером на предприятие в Лотошинский район. Анатолий также получил высшее образование и руководил одним из совхозов в Тверской области. Надежда окончила Тверской медицинский институт, стала врачом.

Люди в Подмосковье: блокадники Ленинграда о родном городе. ФОТО>>

Десять внуков и девять правнуков

Вновь собрал всю семью вместе старший сын Соколовых Геннадий Николаевич. Приехал в Лотошинский район работать Анатолий, затем Надежда, обзавелись своими семьями и в 1982 году купили родителям дом в деревне Монасеино. К тому времени Николай Арсеньевич и Анастасия Николаевна вышли на заслуженный отдых.

Так начался еще один этап жизни супругов Соколовых на новом месте. Радовало, что теперь все живут рядом, их часто навещают и дети, но и внуки. Их у Николая Арсеньевича и Анастасии Николаевны 10 и еще 9 правнуков. В праздники в родительском доме собирается до 30 человек!

На вопрос о том, как удалось сохранить брак, прожить столько лет вместе, Николай Арсеньевич отвечает, что разводятся люди от безделья.

«Когда человек много трудится - ему не до баловства. Наша жизнь прошла вся в труде и заботе, и детей мы воспитывали собственным примером», – объясняет ветеран.

А на вопрос о том, верят ли они в любовь, ветераны в один голос отвечают: «А как же!»

«Теперь любим и дорожим друг другом даже больше, чем в молодости. У наших внуков уже свои семьи, они нам завидуют и говорят, что хотят прожить жизнь так же. На свадьбе молодым кричат «горько!» и желают «совет да любовь». Вот так и надо жить, в совете и любви, и тогда все в жизни сладится», - говорят супруги Соколовы.

Альбина Карягина