Режиссер Театра на Таганке Влад Маленко: «Я готов играть свои спектакли на улице»

Режиссер Театра на Таганке Влад Маленко: «Я готов играть свои спектакли на улице»
Люди

Премьера спектакля «Севастополь» по мотивам рассказов Льва Толстого состоится 23 февраля в московском ДК имени Зуева. Автор проекта Влад Маленко, баснописец и поэт, ведущий артист и режиссер Московского театра на Таганке, лауреат многочисленных театральных и поэтических премий, рассказал в интервью РИАМО о новой постановке, о перспективном «Театре поэтов» и о том, почему он «завязывает» с актерством.

Владимир Зельдин: «В 101-й день рождения для меня главное - выйти на сцену»>>

— Влад, расскажи о своей новой постановке «Севастополь».

— Это спектакль по мотивам «Севастопольских рассказов» Льва Николаевича Толстого. Я защитил его, как защищают диссертацию. Мы с единомышленниками долго работали над структурой сценария, потому что Толстой антитеатрален. «Севастопольские рассказы» — по сути, журналистская работа, очень точная, очень неожиданная для своего времени, от нее тогда в Петербурге и Москве все просто «припухли»! Я считаю, что таких спектаклей не хватает: 95% людей даже не знают, когда была военная кампания, о которой пишет Толстой. Я хочу не просто напомнить об этом, а сделать поэтический музыкальный спектакль — театральную ораторию.

Премьера «Севастополя» состоится 23 февраля в стенах ДК имени Зуева. У нас нет своей крыши над головой, мы будем скитаться и нищенствовать, будем на улицах играть. Вообще, мы мечтаем сыграть спектакль в Севастополе.

Влад Маленко (слева) на репетиции спектакля «Севастополь». Фото: Photo-Novo

— В своем творчестве ты уделяешь много внимания Севастополю. Тебя связывает что-то личное с этим городом?

— Есть несколько мест на земле, куда я бы хотел перебраться. Некоторые сохраню в тайне, но одно назову: это, конечно, Севастополь. Например, мыс Фиолент — прекрасное место силы для каждого русского человека. Я очень люблю этот город. У нас роман навсегда.

Режиссер Юрий Быков: про «дураков», фильм об Украине и работу с Хабенским>>

— Расскажи о проекте «Театр поэтов». Какова его главная идея?

— С актерством я потихонечку завязываю, потому что привык делать то, что мне интересно. Последние несколько лет я работаю над созданием театра совершенно нового формата, и спектакль «Севастополь» — первая ласточка, или даже чайка. «Театра поэтов» — это новый взгляд на историю, соединение театра и поэзии, поэзии и театра.

По сути, мы делаем грузовой социальный лифт, куда сажаем пишущих стихи молодых ребят из разных регионов нашей страны. Они будут нажимать на кнопки" и ездить по разным этажам. У нас примерно сто поэтов, среди которых есть и представители более старшего возраста. Главная идея в том, что «Театр поэтов» — это не просто поэт вышел к микрофону и что-то там пропел, прогнусавил или пробурчал. Это эксперимент, опыт. Если ты поэт, то будь готов находиться не только там, где красивые девочки, но и там, где твоя страна соприкасается с болью и несчастьем.

Влад Маленко. Фото: Photo-Novo

— Когда ты говоришь о создании нового театра, означает ли это, что стены «Таганки» тебе уже не подходят?

— Многие считают, что если ты в Театре на Таганке, то ты приезжаешь на машине имени Высоцкого, Любимова, Филатова. У меня есть свои колеса, свой бензин и свои моторы. Мне хочется с благодарностью поклониться «Таганке» и делать свое дело в другом углу ринга — красном. После спектакля «Таганский фронт» я сказал, что хочу что-то свое. У меня планы грандиозные и легкость в мыслях необыкновенная.

Байки о Большом театре: «тараканы» Лужкова и «труп» лекаря>>

— Что представляет собой театральный проект «Репост», автором и художественным руководителем которого ты являешься?

— Это очень важная для нас работа в рамках культурного форума, который прошел в Санкт-Петербурге в декабре 2015 года. Наше музыкальное представление посвящено окончанию торжеств по поводу 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Оно рассказывает о первом послевоенном годе с его надеждами, болью, мечтами о счастливой жизни. Для меня особенно важно, что в проекте приняла участие киевская группа «Братья Карамазовы».

Влад Маленко на репетиции спектакля «Севастополь». Фото: Photo-Novo

— По твоим словам, задача спектакля — найти связь между обычными людьми и геополитическими мировыми процессами, отыскать место человека во времени. Как ты считаешь, удалось ли тебе ответить на поставленные вопросы?

— Нет, мне еще ничего не удалось. Если что-то удалось, то пора потихонечку на пенсию идти. Я рублюсь, как могу. Я чужой среди театральной публики — все считают, что я литератор и поэт. А поэты считают, что я театральный деятель. Я обречен болтаться и доказывать, кто я. Один театральный критик сказал, что я «бард левый, даже не поэтишка». Надеюсь, моя Маргарита разобьет ему окна. Я думаю, таких критиков много. Но я рад.

Антон Хабаров: «Театр как рентген – артиста видно насквозь»>>

Репетиция спектакля «Севастополь». Фото:Photo-Novo

— Как, по-твоему, изменилась роль театра в современном информационном обществе?

— Очень хороший вопрос. Я сам напряженно ищу ответ и не нахожу. Сейчас переходный период, когда мы находимся на разводном мосту, где иногда в красивую обертку заворачивают гнилую конфету. И молодежи очень трудно разобраться. Девочка мальчика тянет: мол, пойдем в театр. И их так хорошо встречают, и буфет недорогой, а спектакль в результате несет разрушение. Ведь всегда эффектнее смотрится то, что бьется, рушится, ругается, где хлещет кровь. Мой мучительный поиск в том, чтобы сделать привлекательным целующееся, обнимающееся, любящее.

Максим Дунаевский: о «Евровидении», «Новой звезде» и работе с Бортко>>

Маша Март