Режиссер спектакля в областном ТЮЗе Юлиана Лайкова — о том, что такое «лаборатория сказки»
Московский областной театр юного зрителя (МОГ ТЮЗ) в эти выходные представляет премьеру спектакля «Стойкий оловянный солдатик», который поставлен в необычном, новом для театра жанре – лаборатория сказки.
Предыдущие режиссерские работы режиссера спектакля Юлианы Лайковой уже были отмечены театральными премиями: в 2015 году в составе художников Лаборатории Дмитрия Крымова она получила специальный приз «лучший общий процесс» за спектакль под названием «DoyouwanttospeakbadEnglishwithusaboutart?», а в апреле 2016 года стала «лучшим молодым художником» по итогам одной из самых крупных российских выставок молодых сценографов имени Олега Шейнциса, фестиваль «Твой шанс», СТД РФ.
О том, как «изобретается» сказка, что такое «машинерия» спектакля, и на какую аудиторию рассчитана премьера, в интервью РИАМО рассказала режиссер-постановщик спектакля в МОГ ТЮЗе Юлиана Лайкова.
– Мы выбирали небанальную сказку, сказку с важной темой. В ней есть душевная тонкость, сильные чувства. Удивительная история про стойкость, самоотверженность, любовь, преодоление жизненных трудностей с совершенно неожиданным концом.
– А что за необычный жанр «лаборатория сказки»?
– Мы решили, что лаборатория – это изобретение чего бы то ни было. Суть жанра: я могу изобрести сказку, разыграть любое произведение прямо здесь и сейчас. И из всего, чего угодно, сделать театр. Да, на сцене есть павильон «лаборатории», есть декорации. Но они – всего лишь отправная точка, толчок, чтобы изобретать сказку, чтобы существовать в ней, и чтобы передавать ее зрителю.
- Существует термин «театр художника». Вы – больше режиссер или художник?
– Я не разделяю понятия «обычный» театр и «театр художника». И совершенно неважно, кто победит – сценография или режиссура. Спектакль – это процесс, где все средства работают на некую художественную целостность: актеры, художник, композитор и другие. Для меня крайне важна эта художественная целостность. Что такое «театр художника»? Это, прежде всего, театр, где важен визуальный компонент, важен образ, и картинка является непременной частью эстетики спектакля. Но это не значит, что такой театр исключает актерскую игру.
– Вы учились мастерской Каменьковича – Крымова в ГИТИСе, как известно, многие работы Лаборатории Крымова – это искусство коллективное. В спектакле «Солдатик» вы – единственный режиссер, или ваши соавторы – это и художник, и свет, и музыка, и цеха?
– Для меня крайне важна команда. Важны все люди, включенные в процесс придумывания, создания, собирания и постановки спектакля. И каждый должен заниматься делом, у каждого оно свое. Но в какой-то момент эти дела смешиваются, в результате мы видим спектакль. Это должен быть единый механизм, своего рода машинерия, которая работает на одну творческую историю.
– А что такое для вас артист – главный элемент или подручное средство? Насколько успех вашего спектакля зависит от мастерства артистов?
– Артист никогда не может быть элементом или подручным средством. Скорее так – любой театр без живого человека (артиста) мертв. А если артист еще и талантлив, это прекрасно, это большая удача. Да так же со всеми профессиями!
– Это ваш первый опыт работы с детской аудиторией? На какой возраст рассчитан спектакль?
– Мне кажется, границу между взрослым и детским театром определить достаточно сложно. Что такое детский театр? Что именно нужно показать ребенку, чтобы его заинтересовать? А что и как нужно показать взрослому, чтобы заинтересовать? Я считаю, странно было бы не пробовать говорить с ребенком на серьезную тему, наоборот, это нужно делать. Рекомендованный возраст нашего «Солдатика» 7+. А будет это 7+, 5+ или 15+, мы пока не знаем и поймем это, когда придут зрители, увидим, как воспринимается материал. У меня есть опыт, когда на взрослую историю приводили детей, и они включались, живо реагировали, понимали и чувствовали все.
Выходные 8–10 июля: Park Live, «Нашествие» и опен-эйр «Ласточка» >>