Режиссер Можайского ТЮЗа: «Театр превратил меня из серой мышки в активиста»
Материал подготовлен Можайским ИА>>
Международный день театра отмечается 27 марта. Недавно в Можайском районном культурно-досуговом центре сменился режиссер театра юного зрителя «Надежда». Юрий Николаевич Вершинский, руководивший ТЮЗом около четырех десятков лет, передал эстафету юной и очень талантливой девушке — Карине Писаревой. Новому режиссеру всего 22 года, но она влюблена в театр всей душой, и ее не пугают трудности. О первых шагах в режиссуре и планах на будущее она рассказала в интервью Можайскому Информагентству.
Воробьев наградил работников культуры Подмосковья>>
— Карина, расскажите пожалуйста, как Вы пришли к режиссуре?
— Здесь я совсем не новый человек — играла в театре Ю. Н. Вершинского лет с 14-ти. До этого я перепробовала очень много разных направлений: пыталась ходить на балет, посещала изостудию, музыкальную школу. Но все-таки душа остановилась на театре. Это оказалось родным. Здесь нашла много друзей. И стала замечать, что мне в радость не только играть на сцене, но и придумывать что-то, руководить процессом.
Я всегда была очень замкнутым ребенком. Дети бегают, играют, а я предпочитала сидеть в стороне с книгой. А в театре мало того, что у меня отобрали книгу, так еще и действовать заставили. И так получилось, что со временем я из ведомого стала ведущим. И поняла, что могу руководить. Мне нравится актерство, но у меня много своих идей.
Многие говорили мне идти учиться на актера. Но я понимала, что могу поругаться с режиссером. Так было и с Вершинским. Сколько раз мы спорили: я отстаивала свою точку зрения, он — свою. Естественно, у него опыта больше, так что его мнение главенствовало, но он и ко мне прислушивался. И как-то раз Юрий Николаевич с Зоей Григорьевной (жена Вершинского — ред.) пошутили — мол, вот Карина выучится и вернется сюда, будет заправлять театром. Кто знал, что они как в воду глядели?
Поэтому я долго не колебалась после школы. Сначала хотела поступить в Институт культуры, но чуть-чуть не хватило баллов, поэтому пошла в колледж искусств. Выучилась, вернулась в родной город и с сентября 2014 года работаю на должности режиссера. Кстати, я не режиссер театра, а режиссер театрализованных представлений и праздников. Моя профессия намного шире. Мало того, что знаю, из чего состоит спектакль, еще и умею сделать его на большую публику.
— Вы сказали, что в детстве были очень замкнутой. Как получилось, что Вы пришли к такой публичной деятельности, как актерство?
— В этом мне помогла моя крестная, она тоже работает в доме культуры. Они с моей мамой смотрели на меня и решили, что так продолжаться не может — началась как раз компьютерная эра, и они опасались, что я еще сильнее замкнусь в себе и уйду в виртуальную реальность. И Мария Ивановна сказала: «Приведи ее в театр к Юрию Николаевичу». В один прекрасный день я прихожу из школы, а мама берет меня за руку и говорит: «Все, идем в театр».
Получилось так, что я попала в старшую группу, хотя по возрасту подходила для средней. Попала к людям, которые занимались уже не один год, им было по 16-17 лет, и они приняли меня в свою семью. За год с ними я достигла очень многого именно в актерском плане. Сама не знаю, как всего за год они меня смогли раскрыть — из серой мышки сделать активиста. Я и в школе стала участвовать в разных мероприятиях.
Выставка портретов актеров театра Вахтангова пройдет в музее Пушкина в Москве>>
— Трудно ли было совмещать учебу и театр?
— Окончила я школу № 1 в Можайске. В школе все понимали мое увлечение и шли на уступки. Например, когда нам нужно было сделать новогоднее представление для всего района, преподаватели шли навстречу. Я сдавала все заранее, и меня отпускали недели на две раньше. Сами учителя собирали детей и приходили на представления.
— Что, по-вашему, главное в театре?
— Нельзя ответить однозначно. Для каждого — свое. Для меня — выйти на сцену и показать то, что лежит на душе. Через персонажа можно показать, что у тебя внутри. Ты раскрываешься. Даже в компании друзей ты можешь замкнуться, потеряться, а здесь тебя ничего не сковывает.
Когда ты выходишь на сцену, тебе в глаза бьют софиты, звучит музыка, зал темный, и ты практически никого не видишь. Ты в состоянии публичного одиночества, остаешься наедине с самим собой, но знаешь, что там зрители есть, и ты играешь для них. Это помогает очень сильно.
В театре есть все: сценография, пластические номера и поющие. Театр собрал в себе то, между чем я разрывалась. Театр стал моей жизнью, без него было бы очень скучно.
Лучших работников культуры Подмосковья наградили в Губернском театре>>
— Каково Ваше первое впечатление в роли режиссера? Ведь актерская работа сильно отличается от режиссерской...
— Да. Когда ты актер — отвечаешь только сам за себя. А когда режиссер — за все и всех. В первый раз я очень сильно волновалась. Мы делали новогоднее представление, долго репетировали. Получилось так, что дети работали практически с нуля. Я сама выходила играть, они на меня равнялись. Очень тревожно, когда понимаешь, что ты это можешь, а они нет. Когда ребята выступали, они, конечно же, изо всех сил старались. А ты волнуешься, тебя трясет, бегаешь рядом с ними, подсказываешь им слова — не дай Бог забудут. Но после представления такая гордость — и за себя, и за воспитанников. Ребята уставшие, но счастливые. А самое главное — они на собственном опыте поняли, как это важно — уважать чужой труд. Спрашиваю: «Тяжело было?». Они: «Тяжело».
Я замечаю, что ребята сами с радостью ходят на занятия и еще друзей приводят. Бывает, что кого-то приходится буквально выгонять домой из театра.
— Как Вы работаете с актерами?
— Занятия у нас начинаются с зачина. Зачин — это пятиминутная сцена на проблему, которая волнует ребят в данный момент. Например, были они в магазине сегодня, увидели, как маленькому мальчику продали сигареты. Они тут же придумывают сценку и вариант решения этой проблемы.
— А как работаете над новой пьесой?
— Театральные постановки всегда начинаются с выбора пьесы — что хочет увидеть режиссер, какую цель преследует. После того, как определяется задача, начинается читка — зачитываешь пьесу коллективу. Смотришь, как дети реагируют, интересно им это будет играть или неинтересно. Узнаешь их мнение по поводу пьесы.
После этого многие режиссеры сразу дают текст в руки — иди на сцену и играй. Но это довольно тяжело, тем более, что дети — непрофессиональные актеры, чтобы сходу все отыграть. Я предпочитаю этюдный метод. Мы зачитываем отрывок из спектакля, а затем продумываем, как это можно сказать своими словами, как персонажи могли познакомиться, в каких они взаимоотношениях, что могло случиться, если бы они не встретились. Это помогает придумать характер персонажа. Ребята начинают домысливать, чем он жил раньше, сколько ему лет, как он выглядит, какие у него могут быть привычки.
И только после того, как по всей пьесе делаются этюды, начинается непосредственная работа над спектаклем. После этого все собирается воедино. Спектакль делится на сцены, и начинаются систематические репетиции.
Текст запоминается легче, когда его у тебя в руках нет. Его не надо заучивать. Я не приверженец декламаций слово в слово, кроме, конечно, стихотворений. Если актер может сказать все своими словами, не поменяв смысла, то я только за. Так и самим детям проще. Главное — спектакль должен жить. А чтобы он жил, каждый раз его репетируя, играя, актер должен привносить что-то новое. Это должен делать не только актер, но и режиссер. Вот играют ребята, я смотрю и понимаю, что здесь фразы местами поменять можно, здесь что-то изменить. И получается, что каждый раз, смотря один и тот же спектакль, и видя в нем что-то новое, не теряешь к нему интерес.
— А как вы распределяете роли между детьми?
— Конечно, делается несколько составов актеров. Нужно посмотреть, кто на какую роль больше подходит. Сначала я учитываю мнение самих актеров — кого они играть хотят. Но если я вижу, что этому ребенку больше подходит другая роль, то предлагаю попробовать. Обычно я не промахиваюсь.
— Как угадать желание публики?
— У нас недавно состоялся концерт к 8 Марта, назывался он «Принцесса или Золушка». Это был необычный концерт — мы вышли за рамки, которые нас держали. Раньше праздновали 8 Марта так: выходил конферансье, объявлял номер, и получался простой концерт с номерами определенной тематики. В этот раз мы сделали мюзикл. Дом культуры очень долго вынашивал эту идею. Мы собрали разные номера коллективов и сделали сказку «Золушка». Конечно, в современной интерпретации. Мы показали такой концерт, что зрители выходили и говорили: «Мы никогда такого не видели, но это было настолько интересно смотреть, что мы хотим это увидеть еще раз».
Мы понимаем, что зрители уже устали от банальных концертов. Поэтому хотим делать что-то нестандартное для Можайска — ставить мюзиклы, спектакли. Публика хочет видеть шоу. Недаром у режиссеров есть фраза: «Удиви меня!». Нужно что-то легкое, запоминающееся, а главное, чтобы человек вышел после спектакля со светом на душе и сказал: «Жизнь прекрасна несмотря ни на что».
Да, зритель задумывается над тем, что хотел сказать режиссер, но у него нет давящего ощущения безысходности. Поэтому я считаю, что даже если ты ставишь драму, то все должно закончиться хорошо. Необязательно угадывать желание зрителя, зрителю можно преподнести свое видение так, чтобы он с радостью согласился с ним.
Премьера документального фильма состоялась в Черноголовке>>
— Карина, какие у вас планы на будущее?
— Планов у меня много. Главное сейчас — вырастить детей. Я их всех ращу под себя, чтобы они могли работать со мной, понимали с полуслова, что я хочу, как я работаю. Юрий Николаевич нас вырастил так, что иногда ему стоило просто посмотреть и сказать — сделай. И ты понимаешь, что должен сделать это так, чтобы он не разочаровался.
Я хочу найти много разных спектаклей для любой аудитории. Не хочу зацикливаться на том, что у нас детский театр. Даже маленькие дети могут сыграть очень серьезные вещи. Например, сейчас начнется подготовка к 9 Мая, и придется усиленно работать с детьми. Ведь в войну очень много детей работали в тылу. Показать это будет довольно сложно, не каждый маленький ребенок осознает груз такого тяжелого испытания.
Кроме того, сейчас для нас важно защитить свое имя. В этом году театру исполняется 40 лет, а в следующем — уже подтверждение звания народного театра. Мы покажем все, на что способны.
«Сказочники» из Зарайска: какие уроки дают зрителям в любительском театре>>
Алена Симонова